Как причащаться Тела и Крови Христовых в Великий пост?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Фото: saintannakashin.cerkov.ru

Всегда в последнее воскресенье перед началом Святой Четыредесятницы Церковь вспоминает изгнание святых праотцев Адама и Евы из рая. Тем самым символически святые отцы наставляют нас, что в лице прародителей и мы – все человечество – было изгнано из рая. И потому в начале Великого поста словно бы Вселенская епитимья накладывается на все человечество – епитимья скорби, покаяния, сокрушения о своих грехах и светлых слез об утраченном рае.  Тому подтверждение тот факт, что во всю Четыредесятницу в будние дни не служатся Литургии. Ведь центральная тема Евхаристии – это Воскресенье Христово. Литургия фактически символизирует собой Новый Завет, заключенный между Богом и человеком. Она, имея своим центром и Главою Господа нашего Иисуса Христа, вновь открывает нам двери в Царствие Небесное – утраченный рай. Литургия – это радость.

Потому в будничные дни Великого поста она и не служится. Только по субботам и воскресеньям, которые знаменуют собой всегда центральные события Божьего домостроительства – день покоя (субботу, время завершения сотворения мира) и малую Пасху (воскресенье; тогда вспоминается всегда главное событие в истории человечества Воскресение Христово).

А в Великий пост Святая Церковь предлагает каждому христианину будто бы снова оказаться в Ветхом Завете – изгнанным из рая, находящимся под законом осуждения, страстно горячо ожидающим Мессию-Избавителя, ожидающим Его всем своим кровоточащим, тонущим в грехах, окруженным тьмою язычества сердцем.

Зачем это делать? Зачем внутренне уподобляться ветхозаветному Адаму, изгнанному из рая? Затем, что мы унаследовали от него древнее чудовище-болезнь, своими метастазами пронзившее наше существо. Это гордыня – мать всех грехов. И действительно, каждый из грехов, словно пища, питает гордыню, в центре которой «Я – бог». Блуд, чревоугодие, пьянство, тешащие телесные страсти человека, – питание для гордыни. Тщеславие и властолюбие – прямые «дети» гордыни, так как эти грехи рождены из желаний, чтобы человеку поклонялись, как богу, или из стремления  властвовать над другими людьми. Сребролюбие служит открытию широких перспектив для того, чтобы удовлетворять различные грехи да похоти, питающие гордыню. И так далее.

Поэтому главное дело Великого поста – сокрушить идола гордыни в самом себе, осознать, что эта болезнь в тебе есть, и начать с ней бороться спасительными благодатными средствами, которые предлагает нам Церковь.

И первые из них, конечно же, предельно честная исповедь и причащение Тела и Крови Христовых. Чтобы совсем не лишить человека причащения в будние дни Великого поста, отцы Церкви по внушению Святого Духа постановили в среду и пятницу каждой седмицы Четыредесятницы (за исключением Страстной Пятницы) служить Литургии Преждеосвященных Даров.  Собственно говоря, Литургией, т. е. «общим делом (служением)» в переводе с греческого языка, это богослужение можно назвать только по форме. В ней нет главного Таинства Литургии – Таинства Евхаристии. На ней хлеб, вода и вино не пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Фактически Литургия Преждеосвященных Даров есть причащение верующих  заранее приготовленными частичками Тела и Крови Христовых, обрамленное молитвословиями и песнопениями покаянного характера. Так как на этой службе нет Евхаристического канона, во время которого происходит пресуществление Святым Духом посредством священника хлеба, вина и воды в Тело и Кровь Христовы, агнец (просфора, вырезанная на проскомидии определенным образом, символизирующая собою Спасителя, пресуществляющаяся в Тело Христово) заготовляется заранее на воскресных Литургиях. Там же он окунается в Кровь Христову и поставляется на дискосе на престоле, где сохраняется до среды и пятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Обычно перед заготовленными таким образом Дарами возжигается лампадка. На Литургии Преждеосвященных Даров агнец, напоенный Кровью Христовою, дробится и преподается верующим, как обычно, в Святом Потире (Чаше). Но вино в Чаше – не Кровь Христова, просто вино. Поэтому младенцев, как правило, на этой службе не причащают, если он не может проглотить твердую частичку Святых Даров.

Сам же чин Литургии Преждеосвященных Даров собрал воедино из устной традиции с Божьей помощью святитель Григорий Двоеслов, Папа Римский. Этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 году и принят всей Христианской Церковью.

Будем же, дорогие братья и сестры, бороться с Божьей помощью с болезнью гордыни в сердцах наших. Ведь часто человек даже не осознает, что он болен, принимая эгоизм и самолюбие за естественное состояние. На самом же деле – это тяжкая и смертельная (если не принимать необходимых духовных мер) болезнь, доставшаяся нам в наследство от диавола – отца гордыни. А, как известно, «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

И главное средство для борьбы с нею – это причастие Тела и Крови Христовых. Бог физически реально входит внутрь нас, попаляет наши грехи и соединяет с Собою. «Иисус же сказал им: истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54). 
Будем же, дорогие братья и сестры, брать в руки молот поста и разбивать им монстра гордыни, мертвящего, убивающего душу! Будем избавляться от этого идола средствами, приготовленными для нас Матерью-Церковью, чтобы в чистом нашем и освобожденном сердце смог прорасти живой и нежный росточек нашего личного воскресения во Христе.

Иерей Андрей Чиженко

Опубликовано: Tue, 28/02/2017 - 10:55

Статистика

Всего просмотров 1,737

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle