Почему дети исповедуются с семилетнего возраста?

Православная Церковь почитает святителя Тимофея, архиепископа Александрийского, жившего во второй половине IV века, как  святого отца и выдающегося богослова, много потрудившегося в сфере разработки канонических правил.

Фото: gorlovka-eparhia.com.ua

Вследствие его учености многие епископы-современники обращались к нему за разрешением сложных недоуменных вопросов. Спустя двести лет отцы VI Вселенского Собора (Константинополь, 680 год) с Божьей помощью восемнадцати его ответам на вопросы, касающиеся причащения и нравственной чистоты, придали каноническую силу (2-е Правило VI Вселенского Собора). Одно из них – 18-е правило святителя Тимофея Александрийского. Вот как об этом пишется в документе «Об участии верных в Евхаристии», одобренном на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви от 2-3 февраля 2015 года: «Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. При этом возраст совершения первой исповеди, а также частота совершения исповеди для ребенка в возрасте от 7 до 10 лет при ежевоскресном причащении должны определяться совместно духовником и родителями, с учетом индивидуальных особенностей в развитии ребенка и его понимания церковной жизни». Примерно то же пишется и в руководстве для священников, называющемся «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, глава «Общая исповедь»): «Согласно правилам Православной Церкви, ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки, воспитанные своими родителями в христианской вере, по православной традиции после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование которой ничем не отличается от обычного, однако при ее проведении следует учитывать возраст исповедника».

Но, конечно же, в своих пределах канонические правила Церкви дают довольно много свободы для того, чтобы с Божьей помощью трехсторонне (священник, родители, сам ребенок) вести душу малыша по пути к Господу, максимально корректно, нежно и осторожно воспитывая ее на основе заповедей Божиих.

От священника и родителей требуются предельное внимание, чуткость и личностный подход к ребенку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития его характера. Мы, взрослые, должны помочь цветочку души малыша раскрыться навстречу Солнцу-Христу, но ни в коем случае не оказаться в его глазах неким экзекуционно-насильственным институтом или не задать дитятке некую формалистическую формулу, требующую лишь проговаривания определенных слов без участия сердца и души ребенка. Ведь именно в них должно  созидаться  искреннее чувство покаяния.

В романе итальянского писателя Умберто Эко «Имя Розы» есть поучительная сцена…

Юный послушник тяжко согрешил. И вот ночью он лежит в келье, у противоположной ее стены на кровати – его духовный наставник. Послушника мучает совесть. Наставник с высоты прожитых лет об этом догадывается. И, наконец, мальчик решается. Он просит разрешения поисповедоваться. Созрел. Наставник же ему отвечает, что он бы предпочел, чтобы сначала послушник все ему рассказал как другу.

Вот какой градус должен быть у настоящей исповеди! Теплота отношений между священником и исповедующимся независимо от возраста.

Необходима своего рода остановка в пути, остановка в службе, когда весь мир будто бы исчезает на время. Остаются лишь трое: Бог, Его служитель-свидетель священник и кающийся, задача которого максимально, предельно, не щадя себя, раскрыться Богу и, соответственно, устно батюшке.

Потому, конечно же, очень важно не спешить. Очень важно! Через наши священнические руки проходит часто за Литургию столько народу, что «из-за леса не видно деревьев». Священник физически и хронологически не в состоянии уделить всем должного внимания. Это надо учитывать и прихожанам. Хотите качественной не формальной исповеди, приходите на всенощное бдение, где неторопливо и не спеша можно поисповедоваться внимательно и вдумчиво. Если же вы исповедуетесь на Божественной литургии и видите, что за вами стоит еще тридцать человек, то постарайтесь к исповеди подготовиться дома заранее. Выпишите свои грехи на листочке, чтобы качественно и быстро поисповедоваться. Если же у вас есть серьезные глубинные вопросы, то задавайте их духовному отцу или приходите на исповедь в неурочное время. То есть заранее договоритесь с батюшкой на определенное время, в которое нет служб, чтобы поисповедоваться не спеша, с возможностью задать волнующие вас вопросы.

Точно так же, если даже не более внимательно, нужно относиться к первой исповеди ребенка. Мне кажется, что заранее, может быть, за неделю до исповеди, нужно начинать священнику и родителям «работать» с малышом, чтобы ему понятными словами объяснить, что такое исповедь.

К примеру, в моем приходе уже, слава Богу, несколько лет действует Воскресная детская школа, куда ходят ребята примерно от семи до двенадцати лет. Самой большой проблемой для меня как преподавателя Закона Божьего оказалось научиться разговаривать их языком – объяснить догматы, основные события Священной истории, молитвы. Причем у каждого возраста этот язык свой. Это тоже нужно учитывать. Подросток и первоклассник – это совершенно разные возрастные и психологические группы, к каждой из которых нужен особый подход.
Потому очень важно за некоторое время до исповеди священнику и  родителям объяснить ребенку, что такое исповедь и зачем она нужна в его жизни понятным ему языком, чтобы он не воспринимал священника как арестант следователя НКВД.

В это объяснение, мне кажется, должны входить три предмета. Первый – это объяснение самого Таинства. Основными пунктами истолкования могут быть следующие тезисы: что такое грех; что невидимо в Таинстве перед кающимся предстоит сам Господь, Который и разрешает грехи и т. д.  Вторым предметом может стать очерчивание круга грехов перед ребенком. Т. е. нужно назвать ему грехи, свойственные его возрасту, пусть он сам мысленно выберет проступки, которые совершил, и назовет их перед священником.

Составлять вместе с ребенком родителям список его грехов, мне думается, не стоит. Знать чужие грехи (пусть даже и вашего ребенка) – это дело священника. Он для этого рукоположен. Уважаемые родители, не вводите в смущение ни себя, ни ребенка. Тем более есть в этом совместном составлении списка детских грехов какое-то насильственное вторжение в сокровенную внутреннюю жизнь, своеобразное ограничение свободы личности.

Античный философ Сократ называл свою философию, которая очень близко смыкалась с нравственностью и этикой поведения, «маевтикой». В переводе с греческого языка это слово обозначало «повивальное искусство», т. е. умение принять роды у женщины. Сократ считал себя принимающим роды ума, принимающим и стимулирующим рождение истины, рождение верных мыслей и чувств.

Примерно то же должно произойти и на исповеди с ребенком. В нем самом пусть родится это верное слово, искреннее осознание греха и привычка к внутреннему его трезвому выявлению и осмыслению. Наше же дело (священников, родителей, педагогов) помочь ему осознать истину, но не препарировать душу, чтобы механически вмонтировать в нее истину. Ребенок должен сам принять, понять и прочувствовать ее.

Третий предмет – это отношение к священнику. Родителям следует сделать так, чтобы дитя не боялось необычного бородатого дядю в черном. В первую очередь этот результат достигается частым посещением храма. Нужно, чтобы для ребенка храм стал с Божьей помощью вторым его домом. Также из опыта могу сказать, что семилетний малыш часто путает батюшку и врача. Врач, естественно, по необходимости делает больно ребенку (анализы, уколы, лечение и пр.). Также ребенок может думать, что батюшка тоже будет делать ему больно. Потому начнет бояться, паниковать и т. д. Родителям нужно разъяснить, что священник не будет делать ему больно, наоборот – даст ему «Божью конфетку» – Святые Дары. Священнику также необходимо работать с детьми прихода, чтобы они встречались с ним не только во время  исповеди и причастия, но и в обычной жизни, где у них будет время пообщаться с ним, привыкнуть к нему, проникнуться положительным чувством.

И, как мне кажется, очень важным фактором является выбор времени первой исповеди. Не следует ее назначать, к примеру, на престольный праздник, Пасху или на другой большой праздник. Тогда служба более всего напоминает движение поезда. Все должно быть четко по расписанию, без сбоев. Сам ребенок может испугаться этой быстроты, большого стечения народа. И священник из-за физической нехватки времени не имеет возможности уделить должного внимания вашему чаду. Может быть, лучше выбрать для первой исповеди тихую обычную воскресную Литургию, когда нет спешки, или всенощное бдение, где под неторопливое журчание стихословия кафизм или чтения канонов батюшка уделит максимум внимания ребенку. Можно даже заранее перед Литургией, после всенощной или в любое удобное для священника, родителей и ребенка время встретиться в храме и совершить это великое Таинство Исповеди, особенно если это происходит впервые.

Ведь очень важно, чтобы в душе ребенка родились верные покаянные слова, чтобы он почувствовал легкость, которая бывает только во время освобождения от греха в Таинстве Покаяния, когда его душу исцеляет Господь Бог.

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Социальные комментарии Cackle