Что это за придуманные «предания старцев»

Полемика с протестантами о предании. «Разбор полетов» от Сергея Комарова.

Как известно, протестанты постоянно упрекают православных в разных, как им кажется, нарушениях Писания. Одно из самых распространенных обвинений – создание православными своего варианта «предания старцев», уже однажды осужденного Спасителем в Евангелии, и следование этому выдуманному учению. Давайте рассмотрим, действительно ли мы придумали что-то вопреки Библии или, может быть, все наоборот: мы следуем библейскому учению о предании, а протестанты, как говорится, «вместе с водой выплескивают и ребенка»: осуждая «предания старцев», не замечают положительного библейского учения о предании.

Действительно, в Новом Завете мы можем найти множество суровых слов о «преданиях старцев», «отеческих преданиях», «преданиях человеческих». Например:

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:1–3). «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мк. 7:5–9). «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1:13–14). «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

Нетрудно понять, что речь здесь идет о совокупности внешних чинов, правил, обрядов иудейства. Изначально эти уставы составлялись для наиболее точного исполнения закона в жизни, но постепенно отошли от самого духа Писания и порой прямо противоречили заповедям Божиим.

Однако мы найдем в Библии упоминания о предании совсем иного качества –  об апостольском, новозаветном церковном предании. И слова апостолов о хранении и соблюдении этого предания очень убедительны.

«Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:1–2). «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:6), – пишет апостол Павел.

Греческое слово «парадосис», употребляемое в данных стихах, буквально означает «преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому» (прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие). От имени существительного «парадосис» образуются и другие формы, имеющие подобное значение передачи чего-то кому-то. Например:

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3). «О, Тимофей! храни преданное тебе» (1 Тим. 6:20). «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). «Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2 Петра 3:2). А вот цитата, где нет самого слова «предание», но прослеживается тот же смысл: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» (Филп. 4:9).

Итак, мы видим, что в жизни Церкви было нечто такое, что передавалось лично от человека к человеку – от апостолов к ученикам и далее к ученикам учеников. Но может быть, предание – это и есть Писание, в апостольское время еще не полностью написанное? На подобную мысль может навести такая цитата: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15). Действительно, если апостольское предание было впоследствии записано апостолами в Священные Книги, то новозаветные тексты исчерпывающе выражают суть данного предания и спор можно окончить в пользу протестантов.

Чтобы решить сей важный вопрос, сформулируем его таким образом: «Все ли учение Христа и апостолов и все ли события библейской истории записаны в Священном Писании?»               

Если мы найдем в Библии положительные ответы, то проблема действительна будет исчерпана. Если все учение Христа и апостолов в принципе может быть выражено в книгах и зафиксировано в Новом Завете, то протестанты правы и о «живом» предании мы не имеем права говорить. Итак, обратимся к библейским книгам за разъяснением.

Даже самый беглый анализ текста заставит нас ответить на поставленный вопрос отрицательно. Писание постоянно утверждает, что новозаветные книги не вмещают в себя всего того, чему учил Христос апостолов, а также не раскрывают всех деталей Священной истории. Предоставим слово апостолам:

«Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21:25), – открывает нам Иоанн Богослов. Мы видим, что, оказывается, далеко не все чудеса и прочие деяния Христовы записаны в книгах.

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1 Кор. 15:3–7), – говорит апостол Павел. Где в Библии повествуется о явлении Христа лично Кифе, потом Иакову, а затем «более нежели пятистам братий в одно время»? Нигде. Кроме краткой ссылки Павла на эти, по всей видимости, широко известные в первой Церкви события, мы более о них ничего не знаем.

Далее. «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3), – пишет апостол Лука. О чем же именно Христос говорил с учениками на протяжении целых сорока дней? Тайна. Но предположить можно: о Церкви и ее устроении. Однако сама Библия содержание этих разговоров нам не открывает.

В последней беседе с пресвитерами Эфеса Павел увещает их: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). А теперь подумаем. Четырнадцать Посланий апостола Павла представляют собой небольшую книжечку, которую можно прочитать за 4-6 часов. Могут ли быть тексты Посланий полным выражением учения апостола, если только ефесян он учил три года, день и ночь, непрестанно?

«Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12). «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам» (3 Ин. 1:13–14), – пишет Иоанн Богослов ученикам. Очевидно, есть то, что невозможно выразить или передать на бумаге.

«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном (Евр. 6:1–2) – находим у Павла. Кто сегодня с уверенностью сможет объяснить, что такое «учение о крещениях»? А для адресатов Послания это были общеизвестные «начатки учения Христова». Или вот Павел пишет коринфянам: «Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Кор. 15:29). Кто сегодня ясно понимает, что значит «креститься для мертвых»? А апостол говорит об этом как о чем-то таком, к чему все привыкли.

Сюда же отнесем и цитату Павла, касающуюся антихриста: «И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:6–7). Кто такой (или что такое) «удерживающий теперь»? Фессалоникийцам этого не нужно было объяснять, а нам сегодня непонятно (даже у святых отцов встречаются диаметрально противоположные точки зрения). Вырисовывается интересная ситуация: в I веке апостолы рассказывали ученикам нечто такое, о чем Писание подробно не разъясняет.

«Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:34), – обещает Павел коринфской пастве. Конечно же, не все можно объяснить, передать, показать письменно. Для чего-то необходимо личное присутствие.

Кажется, этих свидетельств достаточно, чтобы понять: далеко не все учение Христа и апостолов и отнюдь не все события библейской истории записаны в Священном Писании. Есть даже нечто, что в принципе записать невозможно (об этом речь ниже).

Итак, предание не равняется Писанию.

Что же такое предание? Библия показывает, что апостольское предание состоит из нескольких частей: передачи вероучения, духовного опыта и особой благодати в рукоположении. Все это передавалось лично, от человека к человеку, и обязательно внутри Церкви.

Мы уже находили цитаты о личной передаче учения, опыта, благодати. Приведем еще две, подчеркивающие мистичность передаваемого. «Я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему» (Рим.1:11), – говорит Павел Римской Церкви. « Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?» (1 Фес. 3:9–10), – пишет он в Фессалоники.

Что же передается в Церкви от поколения к поколению, начиная с первого века?

А) богооткровенное учение (исповедания веры, вероучительные постановления соборов, толкование Писания).

Б) духовный опыт (живое духовничество, аскетические книги святых отцов, наука спасения вообще).

В) благодатное освящение в Таинствах Церкви.

Г) преемственность иерархии (цепочка рукоположений епископов, священников, диаконов, и низших церковных чинов).

Д) устроение церковной жизни.

Данный список можно было бы дробить на множество составляющих. В него можно включить: богослужение, молитвенную жизнь, образ совершения Таинств, установление канона Книг Библии, церковное искусство… Словом, все, что есть в Церкви, – предание, и сама Церковь – предание. А вместе эти пункты ведут к единому мистическому преданию: полноте богообщения во Христе. «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). И Иисус приходит к людям не только через учение. Он является в Таинствах, вместе с Отцом и Святым Духом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

Писание немного раскрывает нам механизм передачи предания: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели» (Ин. 17:8) – говорит Христос в Своей первосвященнической молитве. Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли. Бог Отец дал, Христос передал Церкви, и мы (церковные люди) приняли. Подобную мысль находим и у Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11:23).

Итак, мы нашли в библейском тексте следующие важные мысли: «предания старцев» вовсе не равняются апостольскому преданию; данное предание апостолы настоятельно просят соблюдать и хранить; оно не сводится к Писанию; многое из предания может быть передано только лично; передается же вероучение, духовный опыт и особая благодать в рукоположениях и других Церковных Таинствах.

Прикоснуться к этому преданию может всякий человек, входящий в Церковь с верой и покаянием, готовый оставить свои домыслы о духовной жизни и принять живой, благодатный, церковный опыт жизни во Христе. Единая, святая, соборная, апостольская, древняя, каноническая Церковь ждет всех тех, кто решится приклонить ум и сердце перед Истиной и встать на путь спасения. Ждет, чтобы подарить бесчисленные и неизъяснимые сокровища Церковного предания.

Сергей Комаров

Примечание:

В статье использованы идеи из книг священника Вячеслава Рубского «Православие – протестантизм. Штрихи полемики», диакона Андрея Кураева «Протестантам о православии», иеромонаха Хризостома (Грищенко) «Ответы православных на вопросы протестантов».

Опубликовано: Fri, 27/05/2016 - 19:58

Статистика

Всего просмотров 2,224

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle