Священномученик Иоасаф: от «высшего света» к свету истинному

Путь князя-монаха, епископа, священномученика

Предисловие

4 апреля по старому стилю (17 апреля по новому) в Неделю 5-ю Великого поста празднуется Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких. И в числе их священномученик Иоасаф (Жевахов).

Жития святых – очень интересные духовные произведения. Особенно в них впечатляет то, как обычные люди, такие же, как и мы с вами, уважаемые читатели, становились святыми. 
Какими были их шаги приближения к Богу? Как они строили свою лестницу на небо, о которой так убедительно говорил преподобный Иоанн Лествичник? Вот что интересно…

Предлагаем вашему вниманию  житие  священномученика Иоасафа, епископа Могилевского. Его жизненный путь имел прямое отношение к Архангело-Михайловскому Зверинецкому монастырю.

Благодатный род

Герб князей Жеваховых

Во многих житиях святых имеется упоминание о том, что этот духовный подвижник (подвижница) происходили из благочестивой христианской семьи. Как сказано в Священном Писании: «Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял…иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3, 4, 8).
Подобное можно сказать и о роде священномученика Иоасафа.

В миру этого выдающегося святого звали Владимир Давидович Жевахов. Он принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые эмигрировали в 1738 году на Русь, получив надел в Полтавской губернии. Позже фамилия «Джавахов» в славянском звучании видоизменяется в «Жевахов».

И в этом переселении кавказского рода на Украину также можно усмотреть Промысл Божий. Потому что отец будущего святого князь Давид Дмитриевич Жевахов женится на его матери – Екатерине Константиновне Вульферт, которая  состояла в родстве с семейством Горленко, давшем Русской земле великого святителя и чудотворца Белгородского Иоасафа.

А, как известно, святые заботятся о своем потомстве.

Владимир Давыдович Жевахов родился 24 декабря 1874 года в городе Прилуки Полтавской губернии. Кроме Владимира в семье были еще трое детей: его брат-близнец Николай, также дочери Любовь и Варвара.   Очевидно, что с раннего детства на него огромное влияние оказала мать, которая была глубоко верующим человеком.
Именно поэтому, наверное, жизнь ее детей с ранних лет освящалась и наполнялась Церковью. Ей они были преданы всю свою жизнь.

Приближение к Церкви

Зверинецкий скит. Игумен Валентин, о. Никанор, князь В. Д. Жевахов, горные инженеры С. Г. Коклик, П. Э. Бутенко и скитские монахи, 1914 год

Брат Владимира Николай становится товарищем обер-прокурора Святейшего Синода  и духовным писателем. Сам Владимир также принимает активное участие в религиозной и общественной жизни своего народа. В 1899 году он оканчивает юридический факультет Киевского университета святого Владимира. В 1900-м поступает на службу в Киевскую судебную палату, где на протяжении 12 лет избирался почетным мировым судьей, что явно свидетельствовало о его высокой нравственности и доверии к нему простого народа.

Но, очевидно, мирской путь никогда не удовлетворял Владимира. Его душа всегда искала Бога и желала служения Ему и Церкви Христовой. Он становится членом многих православных миссионерских братств, в деятельности которых принимает живейшее участие. На своей родине – в Прилуках – на личные средства устраивает лазарет, где лечили неимущих людей. Кстати, благотворительность была одной из основных черт будущего святого. Даже после октябрьского переворота, когда помощь Церкви представляла опасность для жизни, князь продолжает жертвовать на киевские монастыри деньги и продукты.

Конечно же, его сердце, которое так горячо жаждало Бога, не могло не склонить его к монашеской жизни. В 1911 году Господь приводит Владимира Давыдовича в Ионинский мужской монастырь Киева, там князь сближается с игуменом Валентином (Коротенко). От него будущий святой узнает, что в Ботаническом саду обнаружены пещеры с монашескими захоронениями древнего Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря. Князь  использует свое влияние в высших эшелонах власти, жертвует свои средства на раскопку и восстановление древних пещер, строит церковь-скит над мощами святых угодников Божиих.

Кстати говоря, братья Николай и Владимир Жеваховы приложили много трудов для канонизации своего великого родственника – святителя Иоасафа Белгородского. Владимир даже пишет о нем книгу. Кроме того, он избирается старостой в церкви над Зверинецкими пещерами.

Путь монаха, епископа, священномученика

А далее случилась революция.  Октябрьский переворот «развязывает» руки князю Жевахову. Нет уже более того «великого света», тех дворянских обязанностей, которыми он, очевидно, тяготился, в глубине души желая иного.  В той страшной атмосфере, когда многие отрекались от Церкви, раб Божий Владимир делает совершенно противоположный шаг…

В 1924 году он пишет прошение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона с просьбой (как выразился сам Жевахов в письме) «исполнить это тайное желание моего сердца <…> удостоить меня монашеского пострига». Это прошение было удовлетворено. Он был пострижен с именем Иоасаф.

В 1926 году происходит его епископская хиротония.

А далее все понятно. И страшно…

…Соловецкий лагерь, ссылка в Восточно-Сибирский край. Шесть лет тюремных мучений. После освобождения в 1932 году он ни дня не остается без послушания. Владыку Иоасафа назначают на Пятигорскую кафедру. Но вскоре – снова арест и ссылка на 10 лет в Севкрай. Здесь он знакомится и близко сходится с еще одним выдающимся подвижником и исповедником святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Их обоих связывают узы глубокой благочестивой дружбы, которую не могли разрушить неоднократные аресты.

Никакие допросы и лишения не сломали духа священномученика Иоасафа, но северный климат окончательно подорвал слабое здоровье владыки. В 1934-м его как инвалида переводят под надзор в Московскую область. С июня того же года его назначают на должность управляющего Могилевской епархией. Но слабое здоровье не дает возможности совершать Иоасафу свое архипастырское служение, и он уходит на покой. Поселяется в любимом им Белгороде, дабы покрепче прильнуть к той земле, которая хранила память о его святом предке.

Смерть и прославление

В 1936 году священномученика снова арестовывают. И уже на этот раз не выпускают.

Его брат-близнец Николай в бытность его товарищем обер-прокурора Святейшего Синода имел попечительство над подразделением Императорского Палестинского общества, которое находилось в итальянском городе Бари, где занималось организациями паломнических миссий к мощам святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских. Фактически оно представляло собой целое подворье. Николай Давыдович приложил много усилий для создания этой миссии. В 1918 году князь Жевахов эмигрирует в город Бари и становится руководителем миссии.

И вот в 1936 году НКВД по логике атеистической власти СССР, предлагает Николаю Давыдовичу выбор, фактически шантажируя его: отдать миссию для организации советского посольства в Италии в обмен на жизнь брата – епископа Иоасафа.

Николай отказывается. Потому что, наверное, понимает: жизнь – это всего лишь земное существование. А этот обмен погубит их бессмертные души. Потому что храм Божий будет отдан на поругание.

Чего стоило ему это решение? Об этом, наверное, знают лишь  Господь Бог и он сам…

Владыку Иоасафа приговаривают к расстрелу. 4 декабря 1938 года в день Введения во храм Пресвятой Богородицы приговор приводят в исполнение. Так в день Введения во храм Царицы Небесной

Господь соблаговолил ввести в Небесный чертог Божия Царствия своего верного раба, достойно и непоколебимо несшего благое иго Христово. Из одиннадцати лет своего епископства священномученик Иоасаф пробыл на свободе всего около трех и ни разу не уклонился во многие возникшие в то нелегкое время расколы, не предал единую истинную Православную Церковь.

17 июля 2002 года благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и постановлением Священного Синода РПЦ был канонизирован в лике священномучеников епископ Могилевский Иоасаф (Жевахов). Дни памяти: 4 декабря по новому стилю (21 ноября по старому), в Соборе новомучеников и исповедников в земле Русской просиявших и в Соборе преподобных и преподобномучеников Зверинецких.
Священномучениче Иоасафе, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко
 

Теги

Социальные комментарии Cackle