Как составить современную и актуальную проповедь на житие древнего святого

Мастер-класс от Сергея Комарова на «Правлайф-встречах в Лавре».

Святые – это “драгоценность” нашей Церкви. Главная же “драгоценность” нашей Церкви – Христос. И Дух Святой, и возможность молиться Богу Отцу через Сына в Духе Святом (что мы делаем на Божественной литургии).

Но, как говорил митрополит Вениамин (Федченков), “святые – это прекрасное ожерелье на груди у Спасителя”. Такое ожерелье, которое Церковь дарит Спасителю Христу.

Жития святых всегда были дидактическим материалом для научения, для проповеди.

Мы можем даже посмотреть, как проповедовали апостолы Петр и Павел — они всегда приводили примеры из Священной истории. По сути, они обращались к житиям древних святых отцов. 

Или обратимся к литературным источникам, где описывается, как проходили собрания христиан при гробах мучеников. Христиане собирались или в катакомбах, или на кладбище, читали жития святых. Епископ или пресвитер – предстоятель общины – говорил обязательно проповедь на житие этого святого, которое люди только что прослушали. И потом служилась Литургия в память этого святого-мученика. Уже с IV века нам известны составленные и записанные проповеди таких святых, как Иоанн Златоуст и др.

Жанр проповеди на житие святого использовался в Церкви с глубокой древности. Конечно, сегодня мы тоже должны обращатьс к этому жанру, тем более, что количество святых у нас увеличилось в разы по сравнению с древними веками. 

Если взять любой богослужебный день Церкви, это всегда воспоминание о двух, трех, пяти, десяти, нескольких сотен и даже тысяч святых. Например, день памяти 23 тысяч мучеников-святых, сожженных в Никомедии. Мы не знаем их имен, но их тысячи и тысячи, их становится все больше и больше.

Безусловно, мы и сами должны научаться по примерам этих святых, мы должны говорить с людьми об их подвигах. Но есть некоторые проблемы, и сегодня мы можем говорить о них.

Первое – это источники, из которых мы черпаем информацию о святых. У нас есть жития святых, составленные свт. Макарием, митрополитом Московским, но сейчас они малопопулярны – редко издаются. Также есть сборник житий, которые написаны свт. Филаретом Черниговским. Но самые популярные у нас “Четьи-Минеи” свт. Димитрия Ростовского. И здесь нужно сказать, что при глубочайшем уважении, благоговении, любви к этому монументальнейшему духовному труду той эпохи, на сегодняшний день жития авторства святителя Димитрия очень сильно устарели. Например, стиль изложения — этот барочный витиеватый слог, изящные словеса, которые сегодня совсем не подходят для разговора с аудиторией. Если мы так заговорим с людьми, нас не поймут – это будет какой-то птичий язык.

Второй, куда серьезнее, момент – достоверность изложенной информации. К сожалению, этот вопрос надо трогать. Дело в том что свт. Димитрий обращался, в основном, к католическим источникам – таким вариантам житий, которые еще до него были много раз переработаны средневековыми агиографами.  А что такое средневековый агиограф? Это человек, который всегда пытается подвести жизнь того или иного святого по общепринятым лекалам к некому идеальному образу.

Например, были идеальные образы преподобных: преподобный в той или иной ситуации должен говорить эту или ту истину, или в его жизни обязательно должна быть такая и такая ситуации. Живой пример Иоанна Златоуста. Есть прекрасная книга, изданная в 2007 году, «Древние жития святителя Иоанна Златоуста». Очень рекомендую.

Иоанн Златоуст, как мы знаем, родился и вырос в Антиохии, там же он и учился — у знаменитого ритора Либания. Но средневековые агиографы породили такой штамп: большинство святителей и знаменитых риторов того времени должны были учиться в Афинах. Что делать? Пришлось агиографам “отправлять” Иоанна Златоуста в Афины, в которых он, на самом деле, в молодости даже никогда не был. И если мы откроем житие свт. Иоанна Златоуста авторства свт. Димитрия Ростовского, то прочтем: “Златоуст учился в Афинах”.

Следующий момент. Иоанн Златоуст не творил ярких чудес. Его главное чудо было – это его золотые уста, это миллионы людей, которые благодаря его проповеди обратились ко Христу. Но как это — чтобы святитель не творил чудес?! Непорядок. И агиографы приписали Златоусту чудеса, причем чувствуется искусственность.

Например, в Афинах, где он, как мы сказали, вовсе не был, Златоуст якобы полемизирует с неким философом о вопросах веры, и когда тот начинает хулить Бога — вдруг падает на пол, исходит слюной, корчится в страшных муках. Иоанн Златоуст его исцеляет, конечно, с тем условием, что тот исповедует Живого Бога. И все приведенные агиографами чудеса выглядят натянутыми, притянутыми за уши. Это касается не только жития свт. Иоанна Златоуста, но — многих житий.

Поэтому мы, во-первых, должны доносить до людей весть о том или ином святом на нормальном человеческом языке. Либо это украинский, грамотный, литературный язык, либо русский, литературный язык. Т.е. на тех языках, на которых у нас говорят сегодня люди.

Во-вторых, надо, по возможности, использовать древние жития святых, которые сегодня появляются в книжных магазинах и интернете. Прекрасный пример – жития святых в 6-ти томах, написанные на Святой горе Афон. Их, к слову, можно приобрести в церковных книжных лавках Киево-Печерской Лавры. Это уникальнейшее издание! Правда, дороговато, к сожалению – более 1000 гривен. Но на сегодняшний день это самый большое в мире собрание житий святых, в основе которого положены древние жития святых без средневековой обработки.

Составил этот сборник афонский монах, ныне здравствующий, который подвизается в монастыре Симона Петра. Проблема, что монах не владеет русским языком, поэтому он не мог работать с житиями русских святых. Поэтому упоминания о наших святых — слабое место этой книги. Но в остальном это — изумительный труд, и можно смело им пользоваться при составлении проповедей о житиях.

Итак, мы отметили стиль нашей проповеди и фактаж — откуда черпать факты.

Перейдем к самому главному. К примеру, нам нужно донести благую весть про Антония Великого — IV век — странному, с вывернутыми мозгами человеку ХХI века – а ими являемся все мы – так, чтобы он зажегся и понял, что преподобный Антоний Великий для него важен, и что он может взять из жизни святого пример лично для себя.

Мы должны провести параллель между прп. Антонием, который в IV веке в далекой для нашего мировоприятия Византии (Византия для нас сегодня — как Атлантида) отшельничает в горе, борется с бесами и ест по корке хлеба в неделю, и современным человеком, который живет в XXI веке в мегаполисе или даже в селе, где мы проповедуем.

Перед нами — живые люди. Что мы им скажем? Дорогие братья и сестры, давайте будем подражать святому Антонию в том, что он скрылся в горе, воевал с бесами и ел по корочке хлеба в неделю?! Эти слова пройдут мимо нашах прихожан. Мы не можем сказать и так: “Дорогие братья и сестры, давайте подражать преподобному Серафиму в том, что он кормил медведя, а сам ел траву”. Очевидно, должно быть сказано иное. А вот что? Тут включается ум, образованость, эрудиция проповедника, его сердце, его вера, его поиск, его ошибки, его духовный опыт и знания.

Ждём на «Правлайф-встречах в Лавре» каждую среду в 18.00.

Опубликовано: Wed, 30/09/2015 - 14:52

Статистика

Всего просмотров 186

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle