Свят. Иоанн Златоуст о бессилии дьявола и его приспешников

25 ноября Православная Церковь почитает великого святого – свят. Иоанна Златоуста. Его вклад в экзегетику, аскетику, нравственное богословие, литургику и догматику действительно неоценим.

Обширность и разносторонность сочинений святителя просто поражает, уму вообще сложно понять, как можно было столько написать, даже если у тебя в запасе есть целая жизнь.

Все наши попытки сказать хотя бы несколько слов о святителе Иоанне Златоусте – это жалкое подражание его гению, но не говорить о нем тоже нельзя, поэтому, пользуясь возможностью, предлагаю сосредоточиться на одной, довольно интересной теме.

Вспоминание о дьяволе, антихристе и вообще о демонических силах наводит на нас если не страх, то уж точно некий дискомфорт, некоторую тягость. Думаю, что все это происходит по той причине, что мы до конца не осознаем, или в моменты одоления страха забываем, насколько и денница, и его служители неспособны противостоять Богу, насколько они сами, против собственной воли, являются орудием Его Промысла. Более глубоко об этом нам и предлагает поразмыслить святитель Иоанн, пот той простой причине, что такая информация делает нашу жизнь более безопасной, так как мы лучше знаем собственного врага.

Давайте зададим вопрос: почему и дьявол, и демоны действуют с коварством, почему пытаются обманом, изворотливостью и лестью, а не силой и принуждением совратить человека? Потому, что это единственный, доступный им способ. Если бы им было позволено действовать по собственному произволению, то они, пылая ненавистью и к Творцу, и к творению, уже давно бы уничтожили мир. А так приходится довольствоваться лишь тем, что позволено, и не на йоту больше. Это ли не замечательное указание на бессилие дьявола против Бога и того кто с Ним.

Тот факт, что действие бесовских сил в мире Господь обращает во благо, святитель Иоанн демонстрирует на примере Евы. Уже, исходя из известных нам последствий, можно сделать вывод, что до грехопадения праматерь почитала обольстителя дьявола более, нежели заповедь Божию «и от одного взгляда на дерево попрала данный Богом закон». Но когда она была изгнана из Эдемского сада, то стала благоразумней, что и отразилось в ее словах. При рождении Каина Ева сказала: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4, 1), т.е. прибегла к Господу, хотя доселе отвратилась от Него. После того, как Авель был убит, Бог дает Еве еще одного сына – Сифа, и при его появлении на свет она восклицает: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4, 25). Свят. Иоанн предлагает нам взглянуть на праматерь не как на причину грехопадения, а как на пример, когда, потеряв одного сына, она не ропщет и благодарит Бога за то утешение, которое Он даровал ей в Сифе.

К этой теме нужно присовокупить еще один вопрос. Если бесы действуют с коварством, то почему Бог не уничтожил их тот час после падения? Как бы отрезвляюще это не звучало, но сохранил Он их для нас. Свят. Иоанн отмечает, что если кто и падает в грех, то, в первую очередь, падает по собственной беспечности, а не потому что бес виноват. С другой же стороны, от уничтожения противника трудящиеся и борющиеся потерпели бы вред, так как, лишившись противника, они лишились бы и награды за противостояние ему. «Не дьявол причиняет вред людям, но собственная беспечность невнимательных везде подвергает их падению», – пишет святитель. Получается, что действие инфернальных сил в нашей жизни – это, в определенной мере, лекарство, использование которого уже зависит от произволения каждого отдельного человека: «А дьявол, если хочешь знать, даже полезен нам, только бы мы умели обращаться с ним: тогда он доставляет нам многие выгоды и не маловажные приобретения».

Когда святитель Иоанн говорит о том, что впадение в грех зависит не от дьявола, а от беспечности и нерадения самого человека, то он уточняет, что сказано это не для того, чтобы оправдать врага рода человеческого, но чтобы нас избавить от неосторожности и легкомыслия. Денница ведь действительно желает, «чтобы мы вину наших грехов слагали на него, дабы, питаясь этими надеждами и делая всякого рода грехи, увеличили мы свое наказание и не получили никакого извинения оттого, что на него слагаем вину, подобно тому, как не получила и Ева».

Все люди обладают одинаковой природой, а потому нет среди нас тех, кто наделен «уникальным набором функций», позволяющих бороться с денницей каким-то особенным способом. Поэтому и собственную вину человека, и бессилие бесовских сил можно увидеть еще и в том, как пишет свят. Иоанн, что кто-то слушает его беседы о диаволе, а кто-то в это же время, сидел в театре и наслаждался диавольским праздником. Этот пример можно спокойно ретранслировать и нашу современную жизнь, когда на воскресной литургии стоит едва ли 2% населения, тогда как остальные благополучно отсыпаются, демонстрируя фактически полное игнорирование Бога и Его установлений.

Но не стоит нам расслабляться и греть себя мыслями об избранности, ведь из приведенных рассуждений видно, «что во всем властна воля», и по собственной воле мы так часто ропщем на наши скорби и испытания. Свят. Иоанн подчеркивает, что такой ропот – есть не что иное, как попытка избавиться от своей вины, и даже перелагая вину на демонов, мы тем самым перелагаем ее Промысел Божий, согласно с которым эти самые демоны и действуют. Получается, что вместо того, дабы сделаться крепче, воспользоваться дарованным нам от Бога лекарством, мы грешим еще больше. «Бдительным и внимательным дьявол не только нимало не вредит, но и приносит пользу, – говорит Златоуст, – не по своей воле, потому что она зла, но по мужеству тех людей, потому что они пользуются его злобою, как должно».

Мы привыкли слышать о том, что бесовские силы более всего нападают на того, кто борется и с грехом, и с ними. Эти мысли вполне логичны и никак не противоречат православной аскетике, но у свят. Иоанна есть на этот счет немного иной взгляд. Он пишет, что дьявол и его приспешники стараются довести человека до того состояния, в котором находятся сами. А потому, когда видят грешащего человека, подобно возбуждающемуся на алкоголь пьянице, только разгорячаются «не знают никакой сытости… неистовствуют и сильнее, и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредят ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут прежде чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела». Это предельно важное замечание для духовной жизни, так как оно четко указывает, что чуть-чуть согрешить не получится. Как только мы сказали себе: «Я могу это позволить», – тотчас начинается наше падение, тотчас на нас обрушиться град бесовских стрел. Но, как было уже сказано свят. Иоанном, не демоны будут тому виной, а наша беспечность и нерадение.

Враг рода человеческого не спит, не ходит в отпуск, не берет выходной, а день и ночь напролет трудится нашей ради погибели. Но мы должны помнить, что он бессилен что-либо причинить нам, если мы сами не позволим ему это сделать. Хотя это и достаточно сложно, однако диавола и демонов не нужно бояться, но помнить, что наше приближение к Богу в геометрической прогрессии увеличивает их бессилие, чему и научил нас свят. Иоанн Златоуст.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle