Святость в северной средневековой традиции. Часть I

Христианское мировидение усматривает в святости наивысшую цель и предназначение человеческой личности. Но при этом каждый человек и каждый народ приносят в Небесный Иерусалим свою «славу и честь» и свою неповторимость, свойственную только этому человеку и этому народу.  Рассмотрим наиболее яркие черты, которыми известны именно кельтские  святые.

Само представление кельтских святых о вере было чрезвычайно возвышенным. С точки зрения кельта духовному миру нельзя было отдать меньше чем всё. В христианстве это выразилось как всецелая отдача себя Христу, жизнь ради Бога. Быть христианином и не быть подвижником для кельта считалось ненормальным. При этом кельты осознавали своё подвижничество как неизменное служение Христу, рассуждая в евангельском духе: «Мы сделали то, что должны были сделать».

Сохранилась история об одном принце, пожелавшем принять крещение. Совершая обряд и говоря наставления, святой Патрик нечаянно поставил свой посох на ногу принцу и облокотился, тем самым пробив ему ногу. Принц же не проронил ни единого стона до самого конца обряда. И только в конце Патрик увидел, что нога у крещаемого вся в крови и что виной тому его посох. Удивившись, он спросил принца, отчего же он ничего ему не сказал. На это принц ответил, что полагал, будто это входит в обряд крещения и требуется для принятия новой веры.

То есть кельты были готовы терпеть боль и жить подвигом, ради стяжания святыни и благодати. В этом кельтское понимание христианства также сходно с византийским.

Вероисповедание древних ирландцев до 1174 года было идентично древнему византийскому и ещё более древнему апостольскому, так как было от них унаследовано. Святой Патрик Ирландский учился вере в монастыре Лерин. Первыми наставниками монастыря были святой Иоанн Кассиан Римлянин и святой Викентий Лиринский.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин был учеником самого святого Иоанна Златоуста и египетских православных монахов, от которых и учился духовной жизни. Эту традицию Патрик принёс и в Ирландию.
Поэтому исследователи (Роберт Грейвс, Иоанн Мейендорф) отмечают, что Ирландия наследовала духовную традицию не Римской Поместной Церкви, а Византии и Сирии.
Отношение к Евхаристии, родственное отношение к Христу и ощущение Его как родного и близкого, отсутствие юридизма в учении о спасении (а на Западе юридическая теория распространялась с IV века), паламитское (хотя и до Григория Паламы),  а не августиновское представление о благодати и о том, как благодать взаимодействует с миром, а также византийское отношение к духовному отцу (который у кельтов назывался «друг души»), совершение богослужений на своём языке, а не на латыни (как было в Европе, где служили на латыни), отношение к послушанию как к вслушиванию в Святого Духа, действующего в наставнике, а не как к армейской дисциплине (что было свойственно европейскому бенедиктианскому монашескому уставу). И отсюда византийское понимание цели жизни как стяжания святости и византийские (православные) формы выражения этой святости, которая при этом приобретала и национальные формы, не противоречащие преданию (белое, красное и зелёное мученичество кельтов). И ещё дух радости. Вера для ирландских кельтов была радостью, которая обретается в покаянии (так же восточная мысль, которую приносит Христос). Перегрины называли себя «ликующие христиане».
Все эти особенности выражались в жизни подвижников и в житийной литературе средневековой Ирландии.

Чтобы убедиться в этом, обратимся к знаменитому «Плаванию святого Брендана». Брендан Клонфертский (англ. Bréanainn of Clonfert; ок. 484 – ок. 578), прозванный Мореплавателем или Путешественником. Этот удивительный святой совершил путешествие к берегам рая. В сопровождении двенадцати учеников он отправился на ирландском корраке (малый корабль) в плавание, которое продолжалось семь лет. Считается, что Брендан достиг берегов Америки. И где-то там ему была явлена великая милость: он и его ученики-монахи узрели райский берег и даже высадились на него. Их встретил Ангел и велел Брендану вернуться, сказав, что он скоро придёт сюда после своей блаженной смерти.
Плаванье святого Брендана литургично, оно строится вокруг богослужебного годового круга. Брендан наставляет своих учеников удивительно чутко и возвышенно.
Когда они слышат ангельскую песнь, святой говорит: «Вы слышите, как поют Ангелы. Возблагодарите же Бога, ибо это значит, что Он любит нас больше, чем вы думаете!».
Брендан – странник. Человек, при жизни достигший рая. Его дом – его любимый Христос.
Брендан не ищет земных благ даже для монахов собственного монастыря и своих спутников по путешествию. Он убеждён, что ищущим Бога всё земное обязательно посылается, так как у человека не может быть времени свою краткую земную жизнь  обращать чему-либо вне Бога. В плавании Брендан заботится о своём правильном духовном устроении и правильном устроении учеников. Когда путешественникам встречается морское чудовище, Брендан говорит монахам: «Берегитесь, чтобы не потерять Самого Господа из-за глупого страха перед чудовищем».

Брендана, как и прочих ирландских святых, отличают простота и непосредственность в обращении к Богу.  У Христа можно попросить всего, и Ему можно всё сказать. А это значит, что вся жизнь человека проходит перед постоянным внимательным взором небес. Небо не равнодушно, оно целиком наполняет жизнь подвижника, при этом давая ему возможность жить и выбирать. Это особое ощущение присутствия и близости Неба выражает ирландский святой монах VIII века в своём стихотворении:

Раскрыта книга предо мной,
Вокруг шумит зеленый лес.
Деревья высятся стеной,
Касаясь кронами небес.

И гомон птиц над головой
Разносится по всей земле.
Так сладок труд в тени лесной!
Бог благ воистину ко мне!


Артём Перлик

Социальные комментарии Cackle