Кто такие оглашенные и чем восприемники древности отличаются от восприемников современности?

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Итак, кто же такие оглашенные? На греческом языке их называют «катихумени», т. е. люди, которые желают креститься и проходят для этого оглашение, предварительное устное наставление (оглашение) в православной вере. Это те люди, которые учатся основам православия, учатся, как правильно славить Бога.

В древности, во времена первых веков христианства, практически невозможно было креститься взрослому человеку (разве что ввиду смертельной опасности для жизни), не пройдя оглашение, т. е. не получив наставления в православной вере.

Оглашение могло длиться три года или дольше. В процессе этого обучения человек погружался в православие. Он начинал понимать, какая великая святыня открывается для него! Таинство Крещения.

Когда какой-то человек в древности желал креститься, тогда он обращался либо к верующему мирянину, либо к священнослужителю непосредственно. Священник его благословлял на прохождение оглашения. К нему приставлялись специальные учителя, которые должны были его наставить в основах православия. И только когда этот учитель считал, что оглашенный созрел для Таинства Крещения, тогда он давал свою рекомендацию, и человек начинал готовиться к Таинству Крещения.

В древности крестили, как правило, на великие праздники, например в Великую Субботу, чтобы человек мог праздновать Светлое Воскресение Христово, причаститься Тела и Крови Христовых на Пасхальной литургии. Крестили также в праздник Богоявления Господня (Крещения Господня), в другие двунадесятые праздники.

Вот откуда пошла традиция иметь восприемников. Изначально им становился учитель, наставляющий оглашенного в основах православия. Он должен был привести человека к Богу.

Мы должны понимать, что Таинство Крещения – это не просто красивый обряд. Таинство Крещения – дверь в Церковь, великая святыня, которую принимает в себя человек. Господь дарует в Таинстве Крещения христианину благодатные Дары Свои для того, чтобы он приблизился к Нему, развивал свою душу, восходя из меры в меру по лестнице духовного совершенствования, соединяясь с Богом. И за эти дары человек в свое время ответит перед Господом: зарыл ли он их в землю, пренебрег ими или приумножил, совершая блаженное восхождение к своему Творцу и получая величайшую радость спасения, обожения в соединении с Ним.

Вот чему должен научить восприемник свое чадо. Вот  зачем он нужен.  Нам всегда следует понимать, что Таинство Крещения открывает перед человеком дверь в Церковь, Которая есть дорогой в Небо. И важно не покреститься и забыть эту дорогу, не сойти с нее, но стоять на ней твердо и шаг за шагом идти по ней, развиваясь в родном православии. Оно должно стать для человека именно родным, должно стать жизнью самой. Потому что Бог – Источник и Податель жизни. Без Него жизни нет.

И, как мы уже говорили выше, восприемник должен научить человека любить Бога, идти к Нему и соединяться с Ним. Восприемник и его чадо, которые вместе начали это великое путешествие в рай, в Царство Небесное, получат и уже получают от Бога спасительные благодатные дары.

Но хотят ли они действительно идти к Богу, жаждут ли они богообщения паче всего на свете, видя в нем главное сокровище своей жизни?

Сегодня часто мы видим несколько иную картину. Восприемников (кумовей) берут потому, что друг, или человек хороший, или ожидают от него материальных преференций. Иногда восприемнику самому нужно проходить оглашение, а не быть духовным учителем. Это, конечно, последствия секулярной культуры советского периода. Сегодня также мы боремся с агностическим восприятием мира и религиозной всеядностью. Все эти атеистические, еретические, или языческие, эзотерические, или вообще потребительские, утилитарные отношения к Таинству Крещения очень опасны. Человек часто не отвечает себе на главный вопрос: зачем я иду креститься, или становиться восприемником, или крестить ребенка?

Человек не отвечает на вопрос: нужен ли мне Бог? А если нужен, то как к Нему идти? Как с Ним общаться?

Самое страшное для священника, который совершает Таинство Крещения, – это отсутствующий взгляд и посматривание тайком на часы: мол, что он здесь перед нами распинается, там уже ресторан заказан и шашлык стынет. Да можно еще полностью ребенка не окунать, а только ручки и ножки помочить. И сильно на головку тоже не лейте, чтобы не простудился.

Больно, все это очень больно. А священник именно распинается здесь, пытаясь перед людьми с Божьей помощью открыть Небо, вырвать их из юдоли земной, из этого болотного засасывающего водоворота.

И вот когда совершилось Таинство Крещения, ты смотришь на радостных восприемников, бабушек и дедушек, родителей и думаешь: «Вот они сейчас выйдут из храма, а когда на следующий раз в него войдут? И войдут ли вообще?»

Сегодня этот крещаемый стал освященной иконой Бога, храмом, сосудом благодати Святого Духа. Что он сделает с этим даром? Может, завалит мусорной кучей своих грехов и никогда не вспомнит о нем. И на Страшном суде Таинство Крещения послужит ему в тяжкое осуждение. Зарыл талант в землю, в грязь.

Но может быть, образ Божий в нем благодатию Святого Духа и усилиями самого человека и его восприемников засияет в нем, засверкает святостью. От силы в силу, из меры в меру будет восходить человек к Богу по лествице духовного совершенствования.

Мы священники. Мы посланы Христом сеять, как сеял и Он, и сеет Он и сейчас через нас. Прорастите, дорогие вы наши, прорастите в православии и дайте плод! Это очень важно для вас же самих. Это самое значимое дело в мире.

Социальные комментарии Cackle