О третьей заповеди Бога, или Какой вред могут нанести человеку его собственные слова?

Вспомним третью заповедь Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Самое трудное дело на земле – научиться молиться. И очень больших усилий стоит человеку обуздать собственный язык. Часто приходится наблюдать, как человек не фильтрует собственную речь. Она у него превращается в хаотичный поток слов, затапливающий и его самого, и окружающих. И часто человек не отдает себе отчета в значении слов, которые он употребляет, совершая (по много раз на дню!) святотатство, богохульство, превратившееся в укорененную страшную привычку. Этим всем он причиняет вред себе и окружающим.

Пример. Довольно часто можно слышать от людей следующие фразы: «Не беси меня», «Он меня бесит», «Я взбешен» и прочее в том же роде. Что значат эти фразы? Человек, конечно, не осмысливая значения слов, сознается в том, что он является бесноватым, одержимым злым духом, т. е., что внутри него живет бес. Потому что именно это обозначают предложения «Я взбешен» или «Он меня бесит». Люди своими же собственными мыслями и словами призывают на себя  беса. Это страшно. Хочется у такого человека спросить: «Дорогой, а ты видел по-настоящему бесноватого?». Это страшное зрелище и страшная мука. Нужна ли она тебе?

Или другое.  Как часто человек чертыхается, поминая черта. Причем снова же призывая его на свою голову. К примеру, пресловутые «черт возьми», «черт побери». В фильмах вообще эти фразы повторяются десятки раз. Но если говорить «черт возьми» или «черт побери», то диавол, который рыщет, как лев, в поисках кого поглотить, может и взять, и побрать! А потом человек будет чесать голову и думать, откуда пришла беда.

Но есть вещи и пострашнее: когда человек в словах оскорбляет Бога, произносит имя Божие, которое и высшие Ангелы, серафимы и херувимы, выговаривают с величайшим страхом и трепетом, бездумно, понапрасну, суетно. Сколько раз в жизни человек говорит «Боже мой!» и подобные фразы, совершенно не желая обратиться к Всевышнему с молитвой. Тем самым он совершает святотатство, похожее на то, как если бы Распятием стали колоть орехи или на иконе, как на столе, резали бы колбасу. Последние примеры более акцентированы, осознаны как святотатство, но произношение имени Бога понапрасну – это святотатство, вошедшее в привычку. Вспомним вторую половину вышеупомянутой заповеди Декалога «…ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Т.е. наказание для человека, совершающего данный грех, будет обязательно. Так говорит Сам Бог.

Надо ли нам это? Ведь в руки Бога Живого очень страшно впасть. И богохульство, святотатство, кощунство – смертные грехи.

Примерно то же можно наблюдать и в отношении церковных терминов…

Например, слово «катавасия». Это вполне церковное понятие, обозначающее в переводе с греческого языка «схождение вниз». В традиции церковного пения на два хора (антифонное (попеременное) пение) в определенный момент богослужения два хора спускались с клиросов, сходились вместе и пели как один хор, славя Бога.

Сейчас же можно слышать, что слово «катавасия» употребляется в бытовом разговоре, синонимично со словом «хаос и беспорядок», с отрицательным эмоциональным окрасом. И снова происходит богохульство, как если бы с водосвятной чаши начать пить кефир или в крестильной чаше мыться.

Нужно сказать и о выражении «Что кричишь как оглашенный?». Но ведь оглашенный – это человек, готовящийся к принятию Таинства Крещения! Эти люди громко и радостно в храмах славили Бога, предвкушая, как на них сойдет благодать Святого Духа в Таинствах Крещения и Миропомазания! В бытовом же суетном значении слово «оглашенный» приобрело уничижительный характер. Хотя процесс оглашения является учебой основам православного вероучения – заповедям Божиим, догматам и канонам Церкви. А значит в уничижительном вышеупомянутом выражении «Что кричишь как оглашенный?» усматривается богохульство.

Я уже не говорю о том, как часто люди друг на друга говорят «дурак» или «дура». Будем помнить заповедь Божию: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: ‟ракá”, подлежит синедриону; а кто скажет: ‟безумный”, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Слово «ракá» переводится с еврейского как «пустой человек», примерно то же, что наш «дурак». Т. е. Господь прямо говорит: кто возводит хулу на брата своего, подлежит аду. Вдумаемся, братья и сестры, в эти великие и страшные слова!

В данных грехах, конечно, нужно исповедоваться у священника. Надо осознавать эти грехи и каяться в них.

Часто человек теряет осознание того, что слово – это уже действие, слово – это уже поступок, меняющий и его самого, и мир. Вспомним чудесные евангельские слова, читаемые на Пасху: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).

Все эти грехи возникают у человека оттого, что он суетится, что привык жить в суете. В жизни у него суета. В сердце у него суета, в голове и в душе – тоже суета сует и томление духа. Человеческое сердце бренчит в какофонии как расстроенная гитара. Все это происходит потому, что человек не учится с Божьей помощью внимать себе, своей внутренней вселенной, а через нее – через свою душу – внимать Богу.

Остановимся же внутренне, дорогие братья и сестры, и уберем внутри себя, приберем свои сердечные комнаты и дворцы ума, расставим все по местам. И отыщем там Царствие Божие…

Иерей Андрей Чиженко

 

Социальные комментарии Cackle