Записки о Литургии. Часть 3
Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение – это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме…
Продолжение. Начало здесь.
Литургия делает драгоценные достояния сердца, истории и памяти достоянием нашей души, нашим вечным сокровищем, которое уже не в силах украсть у нас смерть и время.
Покаяние есть путь к Литургии, как и вообще ко всякой радости на Небе и на земле.
Литургия делает человека тем, кому интересно всё. Такой человек стремится постоянно умножать знания о мире, касаясь разных его областей и наук, ведь везде он узнаёт мудрость Божию.
Ходи мы на службу в один храм или в разные, мы редко будем встречать там тех, кому будем нужны. Но Литургия лишает эту ситуацию трагизма, потому что она на уровне онтологии делает нас близкими всем, живущим по Духу на земле и спасённым на Небе, то есть все истинные христиане начинают жить в нашем сердце, а мы, соответственно, в их сердцах.
Литургия вкладывает добродетели в сердце человека. И её радость о том, что ты теперь поступаешь праведно, ведь быть добрым – значит быть блаженным.
Болезнь современного мира и многих церковных людей – поразительная апатия к знаниям и красоте культуры. Это связано с почти всеобщей нацеленностью на жизнь как удовольствие. Среди ходящих в храмы – на устроение своей собственной жизни. Между тем как одна только жизнь как служение открывает человеку глаза на окружающую красоту. Жизнь как служение необходима и для того, чтоб полученное причастие Святых Тайн служило нашему преображению. Сам Христос в Своём завещании миру, в Великий Четверг, соединяет в нерасторжимую связь причащение и жизнь для других, без чего невозможно человеку подлинно приблизиться к Богу.
Жизнь есть блаженство, и таковой её делают Литургия и служение другим. Ибо эти две вещи вводят в нашу жизнь Бога.
Жить Литургией и жить Богом – одно и то же.
Литургия есть ещё и служение другим. Она делает своего участника сопричастным всему человеческому горю всех людей. Но она не останавливается на горе и помогает нам стать также сопричастниками радости, которую Бог вводит в жизнь страдающего. Литургия утверждает, что закон счастливого конца положен Богом в основание вселенной, что Он уже вошел в боль каждого, кто тебе дорог, и умело ведёт всех к радости, словно мама, освобождая нас от страстей, которые мешают нашей подлинной радости – встрече Духа Святого.
На Литургии широта жизни вливается в наше сердце. Это и есть та самая евангельская широта творчества, любви и свободы, в которой мы задуманы существовать. На Литургии мы дышим воздухом рая, и этот воздух есть Дух Святой.
Красота Литургии открывается человеку по мере того, как жизнь Церкви становится его жизнью: по мере его преображения, по мере увеличения в сердце места для благодати покаянием и всяким добрым трудом для других.
Литургия вся состоит из Духа Святого и людских слов (молитв, проповеди), которые в данном случае есть словесное Его выражение, облечение благодати в форму.
Собственно для этого человечеству и дана речь, чтобы облекать благодать в слова. Литургия возвращает нас в это райское состояние, к которому на земле причастны лишь праведники, любящие и поэты.
Только личный подвиг преображения себя и служения другим открывает человеку врата в Литургию и приобщает к жизни Троицы. Без этого какой-нибудь священник может служить её всю жизнь, но так и остаться обыкновенным церковным бюрократом. И, глядя на прихожан в храме, можно легко увидеть, что Литургия не преображает тех, кто живёт для себя.
Литургия и исповедь помыслов – вот единственное на земле, что разрушает в человеке зловредную его веру, что Бог допустит, чтоб ему было плохо.
Без всего в жизни можно обойтись, кроме того, чтоб тебя любили, и Литургии.
Литургия открывает всю жизнь как повод для благодарности Богу.
Литургия открывает, что каждый другой человек – это нам вечный подарок от Господа.
«Ожидающие от Тебя великие и богатые милости», – молятся люди на Литургии.
«Идите и сотворите милость друг другу», – в сердце каждого отвечает Бог.
Литургия приводит нас в удивительное состояние, когда, видя человека грубой и страстной души, мы хотим не осуждать, но молиться о нём, так как чувствуем, что он тоже включён в Христову жалость.
Причастившийся несёт Литургию в себе.
В интернете у нас может быть 500 друзей, а в реальности ты не нужен из них ни одному. В храме к тебе могут быть безразличны все, но Литургия реально наполняет твоё сердце сотнями тысяч друзей – всеми подвижниками всех веков, всеми лучшими из людей, жившими и живущими на земле.
Литургия выводит человека по отношению к страданию за пределы времени, утверждая конечность боли, позволяя взглянуть на свои мучения с точки зрения Промысла, ведущего тебя к счастливому концу. Поэтому она делает нас выше всего приключающегося, уверяя в мудрости и красоте замысла Господня о нас.
Не лишняя тягота, но нечто для души более важное, чем дышать, есть Господня заповедь о постоянном причащении и молитве. Ибо добрая душа постоянно тянется и к тому и к другому и духовно умирает без этого.
Вглядевшись в глубины бытия, мы различаем там блаженную теплоту Литургии и тогда, ощутив добрую пронизанность мира Богом, и сами увидим, что жизнь есть рай и блаженство.
Как светло и радостно встретить родную душу! А Литургия может дать сердцу чувство, что каждый – тебе родной, пусть на земле большинство людей ничем на твоё добро не ответит. «Ничего, – думает причастник, – зато в раю мы точно будем любить друг друга».
Литургия раскрывает Церковь как она есть – в красоте изливаемого на бытие Духа Святого. Это Церковь, где тебе нужны все жившие и живущие, и ты тоже нужен всем добрым людям.
Литургия и правильная молитва полностью снимают католический вопрос о соотношении веры и разума, так как в благодати и вера, и разум действуют и существуют как одно целое, человек также становится целостным.
Литургия – вот лучший способ пережить Бога как близкого и родного, разрушив своим покаянием непрочную стену между собой и Господом. Литургия обнажает наши грехи, но тут же и исцеляет их, и мы снова обретаем крылья Святого Духа.
Привыкшая дышать Богом душа чувствует, что умирает без постоянного участия в Литургии.
Литургия укрепляет душу христианина в его очень важном желании – отказаться от греха.
Литургия даёт смиренную нежность каждому другому человеку.
Литургия и отказ от осуждения дают нам светлую возможность пережить бытие как великую нежность Господню.
Поскольку и в храмах можно редко встретить тех, кто пришел обрести Христа через собственное преображение, то всем добрым было бы здесь очень одиноко, если бы не существовало Литургии. Именно она вводит в жизнь доброго и стремящегося к Богу жизни миллионов таких же добрых, стремящихся и достигших, на земле и на Небе.
Поэтому с Литургией мы не одиноки, даже когда в храме никто не хочет быть нам близким другом.
Литургия даёт нам пережить свою великую уникальность не как предмет гордости, но как дивный Господень дар. И так, оценив неповторимость себя, мы оценим её и в каждом другом человеке, в ком увидим красоту образа Божьего, открытую нам литургической любовью, любовью, вдохновлённой Духом Святым.
Вне такого постижения образа Божьего, содержащего в себе всю человеческую уникальность, личностные отличия других обычно приводят к осуждению со стороны тех, кто этого не понимает.
Литургия существует ещё и затем, чтоб человек мог опытно вкусить, насколько праведность лучше греха, который обещает так много счастья, но умеет приносить одну только боль.
Дух Святой укрепляет нас верно служить добру.
В церковном сознании жизнь есть один большой праздник, а Литургия, исповедь и добрые дела – ключ к этому верному мировидению.
Литургия учит, глядя на другого человека, смотреть глубже всего в образ Божий.
Литургия существует для того, чтобы Бог стал нашей жизнью, а в Нём и все добрые, и вообще разная дорогая нам красота.
Литургия поддерживает всякое добро в человеке.
Артем Перлик
Опубликовано: Wed, 18/09/2019 - 22:22