Особенности охоты на салемских «ведьм»

О печальном эпизоде американской истории – протоиерей Владимир Долгих.

10 июня 1692 года пожилая жительница деревни Салем штата Массачусетс Бриджит Бишоп была повешена из-за обвинений в ведьматстве. Это убийство стало первым в серии аналогичных прецедентов, совершавшихся в рамках знаменитого судебного процесса, получившего название «Охота на салемских ведьм» и приведшего еще к 18 казням через повешение, одной смерти под пытками, а также заключению от 150 до 200 человек, пятеро из которых скончались в тюрьме.

Этот печальный эпизод американской истории, наравне с крестовыми походами и инквизицией, стал использоваться некоторыми критиками в качестве классического примера христианского фанатизма с целью дискредитации христианства как религии, порождающей зло и насилие. «Для людей определенного рода, – пишет атеист Кен Шей, – христианство на протяжении всей своей истории служило оправданием самых жестоких, бессердечных и отвратительных зверств, известных человечеству. За примерами далеко ходить не нужно: крестовые походы, инквизиция, охота на ведьм, Холокост… Я не вижу в христианстве ничего такого, об отсутствии чего мог бы пожалеть». В общем-то на просторах интернета ситуация сохраняется аналогичной приведенной цитате. Под статьями и лекциями об указанных событиях существует множество комментариев, обвиняющих христианство в экстремизме и мировом зле, но, как обычно это бывает, узость и предвзятость подобных взглядов не позволяет их сторонникам видеть более широкую, неоднозначную и сложную реальность, поэтому хотелось бы немного подробнее остановиться на салемских судебных процессах.

Для начала немного истории. Деревня Салем была основана в 1629 году английскими колонистами из числа пуритан, прибывших в Новый свет из Англии за девять лет до этого. Само по себе пуританство является очень разносторонним течением внутри классического протестантизма. Оно отличается строгой дисциплиной, храбростью, упорством, аскетизмом и уверенностью в собственной исключительности. Пуритане были склонны считать различные бедствия, такие как неурожаи и эпидемии, происками дьявола, препятствующего распространению христианства в собственных владениях, каковыми они рассматривали Америку. При этом враг человеческого рода действовал через своих подручных, занимающихся колдовством, за что в 1641 году была установлена смертная казнь.

О крайней мере наказания не вспоминали на протяжении пятидесяти лет, пока в январе 1692 года у дочери и племянницы местного пастора Сэмюеля Пэрриса – девятилетней Элизабет Пэррис и двенадцатилетней Эбигейл Уильямс – не были обнаружены признаки неизвестной болезни. Недуг  проявлялся в издании странных звуков, принятии необычных поз, затыкании ушей при словах проповеди и т. п. Через несколько дней похожие симптомы стали проявляться и у нескольких подружек девочек. 8 февраля этого же года доктор Уильям Григгс на основании трудов богослова и проповедника Коттона Мазера, утверждавшего, что дьявол может завладеть человеком без согласия его воли, сделал вывод, что все девочки стали жертвами колдовства. Подозрение в ведьматстве сразу же пало на рабыню дома Пэррисов Титубу, происходящую, по некоторым данным, из Барбадоса.

Допросы пострадавших привели к обвинениям еще двух женщин – Сары Гуд и Сары Осборн. Поначалу все три подсудимые отрицали свою причастность к колдовским делам, но с увеличением на них давления признались в наведении порчи, полетах на метле и встречах с оборотнями. Затем последовало еще три ареста, и среди подсудимых оказалась Марта Кори, обвиненная в колдовстве на основании своего отношения ко всему происходящему как к фарсу. Апрель 1692 года ознаменовался арестами не только женщин, но и мужчин, среди которых был и священник Джордж Берроуз, обвиненный в организации шабашей и принуждении девушек к принятию присяги на верность дьяволу. От казни его не спасло даже прочтение молитвы «Отче наш», которую, согласно представлениям того времени, не может произнести какой-либо колдун. Собравшиеся расценили этот как дьявольское искушение, и Берроуз был повешен. Жиль Кори – 80-летний фермер и муж упомянутой Марты Кори – был казнен через пытку тяжестью, когда на его лежащее в горизонтальном положении тело возлагали большие валуны. Он промучился два дня, а скончался, так и не признав свою причастность к колдовству.

Массовый психоз стал распространяться на соседние города, что заставило ужаснуться даже тех, кто его изначально инициировал. Показания жертв ведьматства стали подвергаться сомнению, однако окончательное прекращение всего этого бесчинства было связано с именем губернатора Массачусетса Уильяма Фипса. Все дело в том, что пострадавшие девочки дошли до того, что обвинили в колдовстве и его жену. Волевое решение Фипса привело к тому, что уже к маю 1693 года все фигуранты дела о «салемских ведьмах» вышли на свободу. Окончательная реабилитация пострадавших произошла в 1711 году, а их родственникам была выплачена солидная материальная компенсация.

Теперь нужно сказать несколько слов о роли христианства во всем этом процессе. Обвинения скептиков, в принципе, понятны и не требуют дополнительных разъяснений – виной всему христианский фанатизм. Но здесь, как и в других похожих случаях, необходимо различать реальное и историческое христианство. Если кому-то посчастливилось родиться в христианском государстве и такой человек именует себя христианином, то это отнюдь не означает, что он является христианином на деле. Вспомним известные слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: ‟Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: ‟Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: ‟Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие”» (Мф. 7:21–23). Вот и получается, что христианские мотивы охоты на салемских «ведьм» на самом деле далеки от идеалов жизни, заповеданных Христом. Кроме того, мало кто обращает внимание на тот факт, что некоторая часть жителей Салема, которые также себя считали христианами, выступили против указанных процессов, посчитав, что пострадавшие девочки сами стимулируют в себе указанные недуги. Это подтверждает и тот факт, что некоторые из «жертв», испугавшись начатых процессов, стали говорить, что они все выдумали, но когда обвинения пали и на них самих, они сразу дали «заднюю». Кроме того, в самом Салеме сегодня популярной является рассказ о том, что когда Анну Патнэм – обвинившую в колдовстве Джорджа Берроуза – мать пристыдила за обман и клевету, она ответила ей следующее: «I made it just for sport, there must be some sport here». Ни для кого не является секретом тот факт, что дети могут быть крайне жестокими, а потому вполне реально допустить, что в провоцировании охоты на ведьм этот фактор сыграл не последнюю роль, особенно учитывая, что страх перед колдовством был вполне естественен для европейцев и американцев конца XVII столетия.

Нельзя не сказать еще и том, что экономический и юридический контекст салемского судебного процесса был также весьма далек от христианства. Дело в том, что пуритане, отвергнув епископский сан, признавали лишь выборную должность пастора, и община в таком случае обязывалась содержать своего священника. Жители Салема прославились достаточно скверным и скупым характером. Все их пастыри, включая и упомянутого Джоджа Берроуза, не задерживались в этой деревне более двух лет. Основной причиной их ухода являлось поношение со стороны местных жителей и невыплата обещанного жалования. Поэтому вполне возможно, что Сэмюэль Пэррис подговорил свою дочку и племянницу разыграть жертв ведьматской порчи в качестве мести за отвратительное отношение со стороны жителей Салема. Кроме того, здесь были замешаны также и имущественные споры между деревней Салем (сейчас она называется Данверс) и непосредственно городом Салем, связанные с дележкой земли и правом выпаса скота.

Конечно же, во всем этом безобразии религиозные мотивы нельзя сбрасывать со счетов, но, с другой стороны, проще всего сказать: «Во всем виновато христианство!», а ведь реальная жизнь куда сложнее. Многие историки, исследующие подобные события, знают, как важно видеть весь комплекс причин. Кроме того, мало кто знает, что одну из ключевых ролей в прекращении охоты на ведьм сыграл христианин Инкрис Мазер – отец Коттона Мазера – пуританский проповедник и президент Гарварда. Получается, что христианин помог положить конец «христианскому безумию». Салемские процессы нельзя рассматривать как некую систему, для Америки они являлись скорее аномалией, чем правилом. Это сложный исторический эпизод, и одним обвинением в сторону христианства здесь не отделаться.

Протоиерей Владимир Долгих

Опубликовано: Fri, 31/01/2020 - 15:05

Статистика

Всего просмотров 1,789

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle