Уроки пришлого, или Попытки создать «церковь» без Бога в истории Ветхого Завета

Время Великого поста – это время углубленного изучения Священного Писания.

Вступление

Внимательное изучение истории (особенно Священной истории) дает человеку с Божьей помощью ясность ума, покой и мир душевный. Все потрясения и бури, которые происходят сейчас, в той или иной степени уже были. А дьявол, оказывается, не «великий комбинатор» в борьбе с Церковью Божией, но пользуется своими древними заготовками, которые заворачивает в блестящую современную обвертку. 

Однако все его попытки тщетны и разбиваются, как морская пена о Камень, Который есть Христос.

Время Великого поста – это время углубленного изучения Священного Писания. К тому нас призывает, к примеру, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Церковь устами святого Андрея говорит нам, что уроки Священного Писания – это наши уроки, это уроки, которые должна пройти душа для того, чтобы достичь Царствия Небесного. Поэтому в каноне личность молящегося словно бы экстраполируется в образы Ветхого и Нового Завета, говоря о том, что каждый из нас имеет потенциальную возможность стать кающейся преподобной Марией Египетской, или Иудой, Каином или Авелем, Лотом или содомитом окаянным, Моисеем или Кореем. От нас зачастую зависит уклонение в праведность или во грех. И камертоном Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского является возвращение через покаяние кающегося грешника к Богу.

Вот и в данной статье с Божьей помощью хочется поговорить о ветхозаветной Книге Исход и обратить твое внимание, дорогой читатель, на попытки еврейского народа создать религиозную организацию – «церковь» без истинного Бога, чтобы удобнее было, и рассмотреть, что из этого получилось.

Начнем, пожалуй, с золотого тельца.

Золотой телец

И вот во время своего исхода из Египта еврейское общество во главе со святым пророком Моисеем и будущим первосвященником Аароном пришли к горе Синай, где лично Господь без посредников заключает с Моисеем, а в его лице и со всем еврейским народом и человечеством как таковым, Завет (впоследствии, после прихода в мир Спасителя, названный Ветхим) и преподает так называемое Синайское законодательство, которое позже было записано пророком Моисеем в Книгах Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

Причем удивительно то, что весь народ еврейский, расположившийся станом возле горы Синай, явственно ощущал присутствие Бога (см. 19-ю, 20-ю главы Книги Исход). Как пишется в ней: «И сошел Господь на гору Синай…» (Исх. 19:20). Люди видели громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся. Они очень испугались и попросили Моисея, чтобы он выступил посредником между ними и Всевышним: «И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» (Исх. 20:19).

Святой пророк Моисей вступает на гору Синай, где непосредственно общается с Господом. Многие главы данной Книги начинаются со стихов:  «И сказал Господь Моисею, говоря» или «И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря». Т. е. это непосредственно речь Самого Бога, евреи вступили в реальное фактическое Богообщение.

Несмотря на это, они вскоре отказались от него и обратились к язычеству, к сатане. Святого пророка Моисея долго не было. Вера в истинного Бога давалась тяжело. Она требовала от человека путешествия в Небо, преображения себя, борьбы с грехами, отказа от них. Но привычное болото так сладко, так не хотелось с ним расставаться. Легче попытаться Небо притащить в это болото. И назвать это болото «святостью», оправдать себя, усыпить совесть, предаться привычному разгулу.

Бог на Синае грозен и непонятен. Он требует от человека изменения себя, очищения, духовности и небесности.

А божок плодородия, египетский бычок Апис, понятен. Земные материальные блага, пьянство, чревоугодие, разгул, танцы да песни. Вот это по нам! Это мы понимаем. И ради этого готовы золото все свое отдать, чтобы отлить золотого тельца. Не было громов и трубных звуков, не было дымящейся горы. Моисей просто ушел в гору за иллюзией и замерз там, или упал с обрыва, или его дикие звери растерзали.

Все мираж. Все сон. Принесем жертву Апису, напьемся и наедимся от пуза, натанцуемся и напляшемся да пойдем назад в Египет, в рабство греху.

Вся эта огромная темная масса народа «продавила» даже праведного святого Аарона. Он испугался, дал слабину перед этой кровожадностью, понимая, что если он не отольет золотого тельца, то его растерзают.

И он отливает его и даже сам повелевает служить ему. Великое падение будущего первосвященника.

Шум пьянства, песней и плясок вместо поста и молитвы слышал возвращающийся с Синайской горы Моисей. В его руках были глаголы жизни, записанные на скрижалях. Он же, потрясенный, слышал из стана глаголы грехопадения и смерти. Потрясенный, святой пророк разбивает скрижали. Почему? Некому нести. Некому…

В 32-й главе Книги Исход повествуется о том, что в своем служении Апису люди дошли до исступления. В Священном Писании они названы буйными, необузданными. Чтобы правильно понять историю, следует знать, что языческие ритуалы были не просто служением. Человек, что называется, выходил из себя. Он впадал в некое экстатическое, эйфорическое состояние, часто сопровождавшееся неумеренными пьянством, блудом, употреблением наркотических психотропных средств, нередко убийствами на ритуальной почве и почве психического помешательства. Так, к примеру, в Древней Греции со служительницами культа Дионисия – менадами (от греч. «безумствующие», «неистовствующие») во время их религиозных обрядов лучше было не встречаться. Они могли разорвать на куски живого человека.

Вот и евреи, участвующие в празднествах Апису под Синайской горой, стали такими неистовствующими и безумствующими. Они почти утратили в себе человечность, став бесоподобными и звероподобными. Они были опасны как для других людей, так и для себя самих.

Решение Моисея после первого возвращения с горы Синай кажется сегодня жестоким. Он повелел представителям рода Левия собраться вокруг себя, обнажить мечи и убить всех, кто поклонялся Апису. В один день были убиты около трех тысяч человек.

Но в такие времена по-другому было нельзя. Пришлось вырезать с корнем инфекцию греха. Иначе бы погиб весь еврейский народ. Эти люди, отведавшие идоложертвенных яств, уже бы не обратились к истинному Богу. Они внутренне разогнали себя в сторону зла и шагнули далеко за край пропасти. И если бы сторонники святого пророка Моисея не обнажили бы мечи, то служители Аписа убили бы самого Моисея и всех его последователей и вновь ввергли бы народ во тьму язычества, вернувшись в духовное и фактическое рабство Египту.

О том, что это был акт боли и любви, свидетельствует дальнейший поступок Моисея. В нем не имелось злобы и ярости. Вот что делает далее святой пророк после казни: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, (Господи!) народ сей сделал великий грех: сделал себя золотого бога: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:31, 32).

Святой пророк Моисей в жертвенной и великой любви готов и сам умереть вместе с провинившимися евреями, готов и сам понести ад как наказание за их грехи. Он, как любящий отец, заслоняет их собой и приносит себя самого в жертву. Ради этой подлинной и истинной любви праведника Господь прощает целый народ.

Уроки

В этой истории есть урок и для нашего современника: идти единственным путем, который открыл для нас во спасение Господь Бог, путем Матери-Церкви, не искать себе иных богов, не поклоняться, как идолам, собственному интеллекту да страстям, всеми силами стараться с Божьей помощью остаться в лоне Церкви – этой святой Синайской горы, на Которой для каждого из нас предусмотрена наша личная тропа-восхождение ко спасению. На вершине этой Синайской церковной горы нас ждет любящий Бог. И пусть наше сердце, словно кадильница златая, будет наполнена фимиамом курящимся жертвенной любви к Богу и ближнему, как это было у святого пророка Моисея.

Не будем же создавать себе идолов, но пойдем путем, открытым Самим Богом.

Продолжение следует.

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Опубликовано: Thu, 28/03/2019 - 00:11

Статистика

Всего просмотров 394

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle