Новый год: когда исполняется самое главное желание

Это время исполнения желания для тех, кто хочет быть с Богом.

Начало Нового года – будь то старого или нового – Святая Церковь сопровождает чтением краткого, но яркого и содержательного зачала из Евангелия от Луки. Вниманию верующих предлагается эпизод первой проповеди Спасителя в Назарете – городе, где Он вырос и был воспитан.

В субботу по обыкновению, как всякий благоверный иудей, Христос пришел в назаретскую синагогу, место молитвенного собрания и чтения Писания. Поскольку Ему уже исполнилось 30 лет, а значит, наступило время совершеннолетия, Он выразил желание прочитать и растолковать отрывок из священного текста. Это была обыкновенная ситуация для синагогального богослужения, потому просьба была удовлетворена старейшиной, проводившим собрание. Спасителю был подан свернутый свиток – книга пророка Исаии. Скорее всего, это чтение было последним в тот день, т. н. гафтарой, поскольку полагались пророчества как отпусты – назидания исходящим из синагоги иудеям. Чтец имел право произвольно выбирать текст из поданной ему книги.

Христос развернул долгий свиток одной из самых больших пророческих книг Ветхого Завета и нашел отрывок. «Нашел не то, что случайно попалось, – замечает блаженный Феофилакт Болгарский, – но чего Сам желал». Это были слова пророка, произнесенные от лица возвещаемого им Мессии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19; Ис. 61:1, 2; 58:6).

Бог непосредственно обратился к людям словами Своего Откровения. Хотя присутствующим это казалось непостижимым, очевидной была та напряженная атмосфера ожидания проповеди, которой надлежало последовать за столь неповторимым по воодушевлению чтением. Вероятно, из свидетельства очевидцев того события апостол передает почти каждый шаг, который тогда сделал Христос: «И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 4:20). Тишину собрания прервали громогласные слова проповеди, которая началась словами: «Днесь сбыстся писание сие во ушию вашею» (Лк. 4:21). Не случайно здесь стоит обратить внимание именно на церковнославянский вариант указанного стиха.

Спаситель не просто ставит абстрактный водораздел в истории, но благовествует слушающим о наступлении Царства Небесного. Оно сбывается уже «днесь». Обращение Спасителя лишено искусственного красноречия, но передает суть Его учения о вневременности Царства Божия. «Здесь говорится, что через слушание присутствующих здесь и сейчас исполняется обетование всеобщего освобождения пленных, слепых, измученных, глухих – всех. Свидетели этого освобождения – присутствующие в синагоге, – комментирует архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). – Там, где принимается спасительное слово Иисуса в Его Евангелии, там и наступает эсхатологическое спасение».

Эта мысль, произнесенная Христом в начале Своей проповеди, проходит красной нитью через весь Новый Завет и объясняет, почему сказано «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21) и почему вера названа «осуществлением ожидаемого» (Евр. 11:1). Отсюда и проистекает ответ, почему Христос произносит обличение в неверии назаретян и приводит в пример веру язычников, сотворившую чудеса во времена пророков. Его благовестие не находит ответной веры, потому что сердца слушающих оказываются глухими, засоренными предубеждениями и насмешками в адрес проповедника. Он им представляется скорее знакомым молодым соотечественником, нежели Возвестителем спасения.

Апостол Лука не сообщает содержания всей проповеди Христа в назаретской синагоге, однако процитированный отрывок из Книги Исаии может помочь представить, о чем шла речь. В этом пророчестве содержится обозначение всех трех видов помазания, которые знал Ветхий Завет: пророческое, царское и первосвященническое. В трех соответствующих им тезисах Иисус, как Помазанник Божий, обозначает как бы программу Своего будущего служения. Как пророк, Он будет благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем; как царь – возвещать плененным свободу; и, наконец, как первосвященник – возвещать лето Господне благоприятное. Спаситель наполняет ветхозаветные прообразы непреходящим смыслом, форму – духом, букву Закона – благодатью. Потому нищие, которым благовествует пророк, обретают значение нищих духом (Мф. 5:3), пленные – рабов греха (Лк. 5:24), а слепые – идолопоклонников, невежд, нуждающихся в прозрении (Ин. 9:39).

Примечателен и образ лета Господня. Оно обозначает не что иное, как особое время благости Божией, напоминающее иудеям юбилейные годы, когда объявление свободы жителям Израиля от неволи и труда, обид и долгов рождало всеобщую радость (Лев. 25:8–17). Потому в Новый год христиане напоминают себе об обещании Божьем прощения грехов и духовной радости тем, кто вверит себя Ему. Это время исполнения желания для тех, кто хочет быть с Богом.

Иеромонах Силуан (Пасенко)

Социальные комментарии Cackle