Михаил Талалай о православии в современной Италии

Италия – одна из древних колыбелей христианства. К сожалению, разделение 1054 года существенно уменьшило контакты христианского Востока с итальянскими христианами. Тем не менее православие продолжало свою жизнь в этом крае, развивалось.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины

Живы, активны православные приходы в Италии и сегодня. Сегодня особенно, когда в Италию устремляются, в надежде трудоустроиться, многие украинцы, румыны, молдаване и другие представители православных культур. Чем живёт православие в Италии сегодня? Какое место занимает среди других христианских конфессий? Чем отличается итальянское православие от других европейских Православных Церквей? На эти и другие вопросы отвечает известный историк итальянского православия, литератор Михаил Талалай (Италия).

– Расскажите, пожалуйста, с чего начался Ваш интерес как исследователя к сфере истории Церкви, в частности православной Италии?

– Как исследователь я сформировался на родине – в Ленинграде/Петербурге и поначалу позиционировал себя как краевед. Существовало и существует также неуклюжее «петербурговед» (москвичам-москвоведам тут лучше). В области краеведения меня занимали «белые пятна», те зоны истории великого города, которые в советские времена табуировались. Одним из главных направлений моих поисков была церковная история Петербурга, храмостроительство и даже «храморазрушение», что считалось антисоветским дискурсом. Первая моя статья, в самиздате, анонимная, так и называлась – «О судьбе петербургских храмов». Я хорошо представлял историю Церкви новейшего времени, знал имена, специфику, участвовал в православной жизни позднесоветского Ленинграда. Когда же стал обосновываться в Италии – а это был постепенный процесс – очень органично очутился в православной Италии. Долгое время я был прихожанином православной общины во Флоренции, а это (у меня есть специальная статья) – «петербургский памятник», так как с берегов Невы приехали архитектор, художники и многие другие. А главный стимул, как и для всех исследователей, для меня состоял в том, что история православной Италии была совсем не изучена – в отличие, скажем, от Франции и Германии, где существует развитая православная диаспора.

– Какими юрисдикциями представлено нынешнее православие в Италии?

– Почти всеми! Проще сказать, каких нет. Была даже представлена Автокефальная Православная Церковь в Польше! Но здесь – специфика Италии: так как в «польскую» православную общину входили итальянцы, жители Сардинии, так уж получилось во время поисков канонической основы. Конечно же, широко представлены все национальные Церкви – Румынская, Болгарская, Грузинская и другие. Есть даже старообрядческая община – самая большая в Западной Европе.

– В чем уникальная специфика православия в Италии по сравнению с другими европейскими странами?

– В первую очередь Италия находится под сенью Ватикана, пусть это официально другое государство: Папы Римские, даже и не итальянцы, по традиции охотно принимают участие в итальянских делах. Так что – густая католическая среда, на фоне которой, до недавних времен, до Второго Ватиканского Собора, православных воспринимали как схизматиков. Теперь наши Православные Церкви воспринимают здесь как разделенные Церкви-Сестры, и итальянцы проявляют в отношении нас радушие, что и в целом свойственно этому чудесному народу. Однако не приветствуются переходы из католицизма в православие: «Где родился, там и сгодился». Наши священники ведут себя весьма дипломатично и «миссией» не занимаются. Другая особенность – Римско-Католическая Церковь за два тысячелетия практически беспрепятственной деятельности собрала на италийской земле великое множество святынь – мощей, икон, и для православных это источник радости и вдохновения.

– Почему самые многочисленные православные общины в современной Италии – румынские, молдавские?

– Потому что здесь это самая могучая диаспора эмигрантов. У Италии были особые отношения еще с социалистической Румынией, которая на поздних порах не препятствовала трудовой эмиграции. На автомобильных фабриках Турина еще в 80-е годы появилась масса румын (и в их числе – потомков старообрядцев, бежавших от Петра Первого в турецкие земли, ныне румынские). Румынам и молдаванам проще освоиться в итальянском пространстве и благодаря языковой близости. Интересно, что эти народы не сливаются под одними православными «куполами»: молдаване жалуются, что румыны к ним относятся свысока, и посему предпочитают общины Московского Патриархата, где к тому же выходцы из бывшего Советского Союза с общим культурно-политическим прошлым.

– В каких итальянских регионах больше всего православных и почему?

– Там, где больше всего эмиграции из Восточной Европы – в промышленно-развитых северных областях (в Ломбардии, Пьемонте, Эмилии-Романье).

– Есть ли итальяноязычные православные приходы в Италии или православие здесь слишком тесно связано с национальной идентичностью мигрантов, членов общин?

– Конечно, в настоящий период массовой трудовой эмиграции на первом плане – национальная идентичность. Однако в 1970–80-е годы было иначе. Существовала целая группа италоязычных приходов – в Милане, Турине, Болонье, Палермо. Это уникальное явление – православной диаспоры тогда почти не существовало, за исключением греческой, весьма обособленной, этноцентричной. И в тот момент едва теплившуюся православную жизнь поддержала плеяда итальянцев, принявших православие. Некоторые из них, будучи учителями, врачами и проч., стали священниками, продолжая свою прежнюю профессиональную деятельность. В поисках канонической основы они преимущественно обустроились под омофором Московского Патриархата, который не боялся трений с Ватиканом из-за этих переходов (случалось, что и католические священники принимали православие, а это уже скандал). Сейчас выросло уже новое поколение православных священников-итальянцев.

Ставропигиальный храм Русской Православной Церкви в Риме в честь св. вмц. Екатерины, интерьер

– Во Франции в своё время был проект Галльской Церкви, который, однако, из-за эксцентричности личности Ковалевского, одного из его инициаторов, так и не был реализован в полной мере (новая юрисдикция всё же появилась, но не была признана канонической). А были ли проекты Итальянской Православной Церкви?

– Да, такая попытка была, но, увы, ее осуществил ушедший в раскол Евлогий Хесслер, бывший католический монах, ставший в 1970-е годы православным иеромонахом, главой большой миланской общины в составе Московского Патриархата. Однако он в чаянии епископского сана ушел к греческим «старостильникам», и за его перемещениями теперь вообще трудно уследить. Пытался он провозгласить и Итальянскую автономию. Все это весьма маргинально…

– Православные в Италии служат преимущественно в арендованных помещениях, или предоставленных местными властями домах, приспособленных под храм, или…?

– Общего правила нет. Если говорить о соотечественниках, то есть и исторические храмы, устроенные императорской Россией: их пять, и они стали предметом моей диссертации, а затем монографии. Конечно, новые православные общины ищут поначалу опустевшие католические пространства и часто находят: католики передали православным свои упраздненные церкви в Милане, Турине, Неаполе и ряде других городов. Но иногда межконфессиональные отношения не складываются, по разным причинам. Встречаются католические архиереи, которые – негласно – но не приветствуют рост православной диаспоры, и в таких местах приходится арендовать или искать поддержку у других некатолических конфессий. Например, в Неаполе – при предыдущем архиепископе православным пришлось поначалу служить у вальденсов, потом при братстве св. Эгидия. Пришел новый католический архиерей – и ситуация кардинально изменилась.

– В последнее время среди итальянских католиков наблюдается интерес к православному наследию. Одним из подтверждений этому может служить огромный христианский форум в Римини, который предоставляет свои площадки для экспозиций о православии: и для выставки о новомучениках и истории гонений на Православную Церковь (2013), и для выставки о митрополите Антонии Сурожском (2015) и пр. Как Вы думаете, с чем связан такой интерес?

– Итальянцы – чувствительный живой народ. В последние годы многие заинтересовались истоками христианства, иконой, восточной мистикой. Есть даже некая мода на так называемый восточный, или византийский обряд. Кроме того, итальянцев поразило свидетельство православия перед лицом небывалых гонений. Удивляет их и размах паломничества православных – например, в Бари, к Святителю Николе Чудотворцу.

Беседовала Анна Голубицкая

Социальные комментарии Cackle