О Византии и «главенстве греков» в Церкви

21 октября Константинопольский Патриарх Варфоломей выступал на заседании городского правления греческой диаспоры в Стамбуле. За последнее время это, наверное, самое знаковое заявление, в котором расставлены все акценты и озвучено главное: первенство Константинопольского Патриарха и греческой нации над всем мировым Православием.

В произошедшем конфликте, по мнению Патриарха Варфоломея, виноват не он, а его оппоненты, несогласные «терпеть» его претензии на управление всей Церковью: «Наши братья-славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашего народа в Православии».

Конечно, можно спорить, насколько точно процитированы слова Константинопольского Патриарха, опубликованные на сайте Orthodoxia.info, однако декларации первенства власти Константинополя над всем православным миром и особый статус в Православии греческой нации далеко не новые.

O папистских претензиях Константинопольских первоиерархов говорено довольно много, чтобы их лишний раз повторять. А вот о чем хотелось бы поговорить, так это об идее некого особого статуса в Церкви греческого этноса, которая во многом является причиной церковных нестроений уже довольно много лет.

Сейчас в медиа можно услышать, что константинопольские претензии – это наследие Византии. И в этом пункте присутствует конкретная ошибка: если и говорить в данном контексте о Византии, то разве что о Византии эпохи упадка, Византии последних Палеологов, Византии, от которой осталось несколько городов, Византии, готовой ради спасения от турок на любые альянсы с неправославным Западом вплоть до унии с Римом. Тогдашний Василевс Ромеев – уже давно не владыка величайшей империи, а всего лишь правитель одного разрушающегося города, живущий за чужой счет.

Что есть Византия? Это огромная цивилизация, которая синтезировала в себе различные культуры Востока и Запада. Данная культура в основе своей была эллинской, но это не значит собственно греческой. Византия смогла соединить в себе и греческую словесность, и латинскую юриспруденцию, эллинистическое искусство (которое являлось синтезом античности и востока) с искусством германцев, персов и других народов. Само христианство в культурном смысле вышло из древней иудейской традиции. Византийские отцы Церкви были и римлянами, и эллинами, и сирийцами, и коптами.

Византийские императоры представляли разные нации. Так, императоры династии Ираклидов происходили от каппадокийских армян, Исаврийская династия – от малоазиатских исавров, Македонская династия – от армян, как и Лакапиниды и Дуки.

Суть Византийской империи была не в господстве греческой нации – наблюдалось сожительство различных этносов, объединенных одной культурой и одной верой.

Утверждение, что мы свою веру получили «от греков», неправдиво. И даже не потому, что во время Крещения Руси в Константинополе царствовали братья Василий II и Константин VIII из Македонской (армянской) династии. Стоит напомнить, что хотя наши древние летописи часто называют византийцев греками, сами византийцы греками себя отнюдь не считали. Да и сама Византийская империя – это поздний конструкт, созданный европейскими историками, сами византийцы называли себя «ромеями», т. е. римлянами. Они видели себя наследниками и продолжателями Римской империи, а не греческой полисной государственности.

Современные греки и византийцы не одно и то же. Было бы нелепо считать нынешнюю Грецию продолжательницей византийских традиций. Что же до Фанара, то, похоже, что из всех византийских традиций, таких как высокая культура, наднациональность, просвещение народов и т. д., он, к сожалению, унаследовал лишь властолюбие и претензии на мировое господство. И эти претензии настолько печальные, что уже много столетий не подкреплены собственными силами.

Когда великая империя пала, на бывших ее территориях Православие сохранилось лишь в сравнительно небольших греческих общинах (что и обусловило нынешний статус православного востока как собственно греческого) но эти общины, находящиеся в агрессивном исламском окружении, выжили во многом благодаря дипломатической и финансовой (а порой и военной) поддержке православных славянских держав.

Вот почему грустно сейчас слышать разговоры о неком греческом превосходстве, тем более если они ведутся в Церкви, в Священном Писании которой говорится, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).

Дмитрий Марченко

Опубликовано: Tue, 23/10/2018 - 16:22

Статистика

Всего просмотров 925

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle