Можно ли молиться о самоубийцах и некрещеных усопших?

У многих из нас есть умершие родные и близкие люди, которые при жизни не принадлежали к Церкви Христовой. Как о них молиться?

Как известно, Православная Церковь молится только о крещеных усопших, сохранивших верность Церкви. Согласно церковному Уставу, также нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения самоубийц.

Однако православный человек, движимый любовью к некрещеному (либо отпавшему от Церкви) родственнику или другу, может совершать частную молитву об усопшем, заручившись благословением священника. В церковной истории были случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц или некрещеных.

О том, что души некрещеных могут получать немалое облегчение по молитвам церковных людей, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Однажды Макарий шел по пустыне и увидел лежавший на земле череп. Подвижник просил его: «Кто ты такой?» Череп ответил: «При жизни я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, творишь молитву о находящихся в аде, мы чувствуем некоторое облегчение». Макарий спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы стоим в великом огне, – отвечал череп, – и не видим лиц друг друга. Когда же ты молишься о нас, мы начинаем видеть стоящих рядом, и это приносит нам некоторое утешение». 

Конечно, наша молитва не сравнится с молитвой преподобного Макария, как не сравнится и наша жизнь с житием подвижника. Но все-таки данная история вселяет в нас надежду, что наше молитвенное поминовение несчастных, умерших некрещеными, принесет им некоторое утешение.

Допускали ли святые отцы для своих духовных детей возможность келейной молитвы за тех умерших, которые не могли быть помянуты в церковном собрании? Да, такие случаи известны.

Например, преподобный Феодор Студит разрешал частную молитву о них: «...Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» (1).

Преподобный Лев Оптинский позволил одному из своих духовных чад поминать отца-самоубийцу следующими словами: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя. Аминь».

Преподобный старец Амвросий Оптинский вспоминал об этом случае в письме к одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид (в схиме – Лев) разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву... и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

Обратим внимание, что в данном случае речь идет о человеке, который духовно окормлялся у преподобного Льва. Старец Амвросий позволяет использовать молитву святого Льва тоже не случайным людям, но близким знакомым монахини. Подобное поминание возможно творить только тому, кто глубоко воцерковлен и получил благословение от священника.

Важно, что разрешение на молитву о самоубийце было дано его сыну, а не какому-то случайному человеку. Отсюда следует, что подобный молитвенный подвиг рекомендуется только в отношении особо близких для усопшего людей – родственников, ближайших знакомых.

В 2011 году Священный Синод благословил применять молитву преподобного Льва Оптинского для индивидуального поминовения родственников, совершивших грех самоубийства (2).

Отметим также, что в отечественной православной традиции давно укоренилось молитвенное обращение к мученику Уару Египетскому. Согласно некоторым вариантам жития, мученик имеет перед Богом особенное дерзновение – просить отпущения грехов тех, кто умер без Крещения. О возможности домашней молитвы святому Уару о некрещеных усопших говорил Патриарх Алексий II: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась» (3).

Впрочем, в том же докладе Святейший Патриарх предостерегает об искаженном взгляде на молитвенное предстательство святого Уара. Обращение к  мученику о помощи некрещеным усопшим может носить только частный, а не церковный характер, и никак не способно заменить Таинство Крещения.

Итак, Церковь не запрещает домашней молитвы о близких, умерших некрещеными или совершивших грех самоубийства. Нужно лишь помнить, что такая молитва требует от нас особого духовного бодрствования. Если мы соединим с нашими молитвенными просьбами чистую жизнь по евангельским заповедям, обильную милостыню, искреннее покаяние, участие в церковных Таинствах, Господь не оставит наши воздыхания неуслышанными и подаст облегчение душам дорогих для нас людей.

Сергей Комаров

Примечания:

1) Здесь и далее цитаты приводятся по статье священника Константина Буфеева «О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных» // Эл. ресурс: http://www.pravoslavie.ru/42451.html
2)  В 2011 году Священный Синод Русской Православной Церкви благословил для келейного чтения «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго». К «Чину» прилагается и молитва прп. Льва Оптинского. Однако в самом последовании «Чина» нет поминания самоубийцы, а есть лишь покаянные молитвы для его скорбящих родственников.
3) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Выступление на Епархиальном собрании, 2003 г. // Эл. ресурс: http://patriarh-i-narod.ru/slovo-patriarha/doklady-na-eparkhialnyh-sobraniyah-patriarha-alexiya-ii/186-vystuplenie-na-eparkhialnom-sobranii-2003-g

Социальные комментарии Cackle