Запретил ли Христос употреблять слова «учитель», «отец», «наставник»?

Беседа на апостольское чтение 10-й Недели по Пятидесятнице.

«Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14–15).

Такие слова апостола Павла мы встречаем в апостольском зачале нынешнего воскресного дня. Для человека, читавшего Евангелие, данные мысли могут составить противоречие с учением Господа Иисуса Христа. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8–10), – говорил Спаситель.

Однако, несмотря на ясное, как кажется, запрещение Христа называть кого-либо наставниками и отцами, апостол Павел употребляет эти слова и фактически признает духовное отцовство и наставничество в Церкви. Неужели святой нарушает заповедь Господню?

Конечно же, нет. Необходимо правильно понять смысл апостольской речи. Дело в том, что всякий человек, условно говоря, состоит из человека внешнего и внутреннего. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Есть биологическое рождение внешнего человека и духовное рождение внутреннего человека. Каждый из нас должен пережить новое рождение в вере, которое, как правило, начинается от услышанного слова о Боге. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы мы услышали слово Божие (или слово о Боге), кто-то должен нам его произнести. Человек, родивший в нас веру своей проповедью, вполне может быть назван нашим духовным отцом во Христе.

Именно это духовное рождение имеет в виду апостол, когда говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». «Родить во Христе» означает проповедовать Господа и быть услышанным; бросить в сердце семя веры, которое начнет прорастать. Подобно тому, как у каждого человека есть земной отец, так у всякого христианина есть отец духовный – тот, кто участвовал в духовном рождении нашего внутреннего человека.

Наши духовные отцы во Христе ведут нас к Отцу Небесному, а не к себе. Они не похищают у Господа чести Божественного Отцовства, но утверждают его. Они не претендуют на роль отцов-основателей христианского учения, ибо воистину один у нас Учитель – Христос. Наши духовные отцы лишь служители Христовы, проповедующие Его святое имя. Именно такими отцами и были апостолы для своих духовных детей, которых они прямо так и называли. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18).

Но что же тогда запрещает Христос? Мы получим ответ, если обратим внимание на контекст 23-й главы Евангелия от Матфея. Господь вставляет слова об отцах, учителях и наставниках в обличительную речь против еврейских законоучителей. Тех, которые своих громких титулов не оправдали и исказили закон своим неправильным, плотским пониманием. Тех, которые должны были первыми узнать Христа и привести к Нему свою паству – но не сделали этого. Их толкование Священного Писания представляло собой проекцию их собственных страстей на библейский текст, их учение было учением не божественным, но человеческим. Часто они сами не исполняли того, о чем учили. Однако книжники и фарисеи не стеснялись именовать себя отцами, наставниками и учителями, возлюбив «предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:6–7).

Итак, Господь не ищет запрета каких-то слов – Он говорит о духе жизни. В поле зрения Спасителя находятся страсти: тщеславие, гордость, стремление к самовозвышению, тяга к учительству. «Не называйтесь учителями», т. е. не лезьте в учителя и духовные отцы! На учительство и духовное отцовство в Церкви ставят, благословляют, иногда даже против воли. Это тяжелый крест, а не форма самовыражения; нелегкое служение, а не инструмент возвышения себя над другими.

Также необходимо обратить особое внимание на слова «Не называйтесь». Одно дело, если человека заслуженно и с любовью называют отцом и батюшкой его духовные дети. Или, скажем, слово проповедника проникло глубоко в сердце людей и многому научило, и благодарные слушатели говорят: спасибо вам, вы наш учитель во Христе. Но совсем другой случай, если кто-то сам рвется поучать всех и вся и не затрудняется самого себя именовать учителем, отцом и наставником. Разумеется, от таких «наставников» нужно бежать, не раздумывая.

Заповедь нарушается тогда, когда проповедник заслоняет собой Бога, а не тогда, когда он выступает проводником божественного учения. Правильное изложение православных догматов есть всего лишь преподавание. Подлинный христианский учитель преподает или передает то, что сам принял, не акцентируя внимание на своей персоне. Именно к такому учительству и призывает Христос в Своем великом повелении: «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19).

Слова «отец», «наставник», «учитель» употребляются как Самим Христом, так и Его апостолами много раз, причем с разными оттенками смыслов. Например, наименование «отец» может означать и биологического отца, и далекого предка, и то лицо, учению которого следуют другие люди. Иметь отцом кого-нибудь также может означать жить в духе этой личности. Например, Авраам «стал отцом всех верующих» (Рим. 4:11). Иисус упрекал некоторых иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44).

О том, что Христа совсем не интересует словоупотребление само по себе, свидетельствует Его собственная фраза: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29–30). Оказывается, сам Спаситель не только свободно употребляет слово «отец», но и указывает на возможность духовного отцовства. И если Писание повелевает нам чтить родных отца и мать, через которых Бог дал нам физическое существование, то не следует ли еще более почитать тех, кто сделался для нас отцом или матерью при рождении в жизнь вечную?

Дай нам Бог, братья и сестры, постигать Священное Писание в церковном понимании и учиться любить не только наших земных родителей, но также отцов и матерей духовных. Они достойны любви еще большей, потому что способствовали нашему вхождению в вечность. «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7), – советует апостол Павел. Евангелие совсем не запрещает чтить наших учителей веры! Память, благодарность, молитва о живых и усопших наставниках, учителях и отцах наших во Христе есть священная обязанность каждого православного человека. Пусть Господь поможет нам эту обязанность исполнять!

Сергей Комаров

Социальные комментарии Cackle