Заграница нам поможет, или Где православному христианину счастья искать

Как известно, у соседа и трава зеленее. Эта пословица сегодня как нельзя более актуальна в нашей стране.

Тысячи (если не сказать больше) наших соотечественников или уже уехали за рубеж за более сладкой жизнью, или планируют уехать сами, или хотя бы отправить туда детей. У кого же нет совершенно никакой возможности дать дёру, предаются мечтам об этом. Грезы о красивой и справедливой загранице приобрели уже размер даже не эпидемии, а просто-таки пандемии. Крайне сложно найти в своем окружении того, кто бы не преклонялся перед «цивилизованными» странами или хотя бы не ставил их на пару уровней выше нашего замшелого общества. Проблема крайне обширная, и в рамках одной статьи охватить ее проблематично, поэтому остановимся лишь на некоторых ее аспектах. Провести объективный сравнительный анализ разных обществ не так-то просто. Хотя, с другой стороны, может быть, и не нужно, потому что, мечтая о чем-то, мы редко представляем себе что-то реальное. В основном это – идеализированный образ, квинтэссенция всех чаяний и желаний.

Самый распространенный шаблон – там лучше жить. Понятное дело, подразумевается материальная сторона вопроса. Особенно горько слышать подобные мнения из уст церковных людей. Сам факт желания жить богаче как-то очень слабо увязывается с христианским учением. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Для православного христианина как минимум странно ставить в зависимость свое счастье от материального благополучия и комфорта. Сложно ожидать этого понимания от людей светских, но мы же, в отличие от них, читаем Евангелие, посещаем богослужения, причащаемся Святых Христовых Таин, слышим множество чудесных проповедей... Уж кто-кто, а мы-то должны понимать, что внутреннее ощущение счастья зависит не от внешних обстоятельств, а от текущего духовного состояния. Никакой переезд не решит накопленных психологических проблем. Он в силе отвлечь от них, но не избавит от причин наших злополучий. А вот усугубить – может, так как появится дополнительный стресс, который, как известно, не всегда бывает полезным и стимулирующим, а часто и разрушающим.

Мне могут возразить, что чаяния потенциальных эмигрантов не столь примитивны. Не все же едут за джинсами и жвачкой. Люди хотят приобщения к чему-то более совершенному, цивилизованному. Для начала разберемся с терминологией. Одно из определений цивилизации – это совокупность материально-технических и духовных достижений. Именно в этой коннотации мы его чаще всего и используем. Для нас цивилизованное общество – своего рода кульминация всего мирового прогресса. Однако при знакомстве с Библией акценты немножечко смещаются. Начнем хотя бы с того, что возникновением цивилизации мы обязаны потомкам Каина. Отпав от Бога, они решают построить свою альтернативную вселенную, в которой пустота от отсутствия общения с Богом начинает заполняться бытовыми, земными вещами. Это каиниты создают первые ремесла, возводят города, закладывают основу музыкального и изобразительного искусства (Быт. 4:17–22). Кстати, ни для кого не секрет, что при повышении материального благосостояния общества резко падает уровень духовности. Хотя кто его знает, что из этого причина, а что – следствие?

В определении цивилизации обозначены еще некоторые духовные достижения, но мы сталкиваемся с путаницей в терминах. По-видимому, подразумеваются справедливое судопроизводство и вся сфера искусств. Все то, что в православии считается проявлением душевности, но отнюдь не духовности. Например, хорошие манеры и вежливость, которыми так многие пленяются, вовсе не гарантируют благородного поведения в сложной жизненной ситуации. Это лишь навык. Да, привычка эта мне тоже нравится, но она крайне мало говорит о духовном состоянии человека. Неоднократно была свидетелем ситуаций, когда вежливые и обходительные при наличии проблем грациозно дистанцировались, в то время как грубоватые и циничные оказывали реальную помощь. Конечно, случались и противоположные ситуации, но какую-то мало-мальски реальную закономерность из данного поведения вывести крайне сложно. Наоборот, это лишь подтверждает, что нравственность человека и его манеры очень сложно поставить в линейную зависимость друг от друга. Вежливое обхождение и дистанция в общении – это все же больше бытовой комфорт. Мол, не лезьте со своим настроением в мой внутренний мир, и без вас тошно. Есть все-таки в этих улыбках всем без разбору какая-то равнодушная поверхностность и искусственность. Прп. Амвросий Оптинский по этому вопросу одному из своих духовных чад пишет: «...Светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский». Может, вся соль в том, что мы боимся услышать критику в свой адрес? Лучше улыбайтесь мне и желательно молчите...

Мы жаждем облегчения своей жизни во всех сферах бытия. А Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь…» (Ин. 16:33); «…Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь…» (Мф. 7:13). Мы родились не для того, чтобы прохлаждаться, а для серьезного труда, как бы это ни резало наш современный слух. Никогда прежде у человека не было стольких приспособлений, облегчающих ему жизнь: стиральная машина, микроволновая печь, централизованное отопление (заготавливать дрова и топить каждый день печь – это вам не клиентов обзванивать), даже возможность не готовить себе пищу (магазины предлагают нам множество готовых продуктов и полуфабрикатов) и т. п. Одновременно с этим человек никогда еще не успевал так мало. Может быть, потому что высвободившееся время мы, как правило, тратим на праздность и лень во всех ее проявлениях? Довелось мне как-то зайти на дамский форум, где хозяйки горячо обсуждали необходимость наличия на кухне мультиварки, ибо зело колебалась я по данному вопросу. Спорящие, как водится, разделились на два лагеря. Одни утверждали, что ее наличие принципиально ничего не меняет, а другие – что их жизнь преобразилась после приобретения оной. Запомнился один комментарий, в котором женщина описывала ситуацию со своей подругой. Она (т. е. подруга) доказывала, что мультиварка ей нужна, так как поможет высвободить кучу времени, которое она потратит на чтение книг и на саморазвитие. В конечном итоге мультиварка была куплена, но подруга благодаря этому стала чаще делать маникюр и больше смотреть телевизор. Положа руку на сердце, и заграница нас в основном пленяет не театрами и музеями. Мы убеждаем себя, что сможем там жить как нормальные люди (хотя мало кто в состоянии толком объяснить, что вкладывается в это понятие), а на самом деле в глубине души мы, скорее всего, образно говоря, хотим чаще делать маникюр и больше лежать на диване у телевизора. Получается, мы хотим максимум комфорта здесь и сейчас. Пытаемся или хотя бы мечтаем о том, чтобы наше драгоценное тело блаженствовало и по минимуму утруждалось, в то время как на самом деле нам нужно только одно (Лк. 10:42). Но именно его мы и опускаем за ненадобностью...

Однажды, пытаясь доказать неадекватность ее веры, одной моей знакомой поставили на вид, что ни одна православная страна не живет хорошо. Она не нашлась, что ответить. Действительно, что можно возразить на это в мире, где богатство и комфорт заменили Бога? Где все мысли и дела человека направлены только в финансовое русло? Господь говорит: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Настоящий христианин индифферентен к марке автомобиля, да и вообще его наличие или отсутствие, в принципе, не может принести ему ни счастья, ни горя. Все материальное – это лишь средства, которые можно тем или иным образом использовать для служения Богу и ближним. Привязанность к вещам в христианстве считается грехом. «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). Как мы можем зависеть от чего-то материального, когда у нас такая высокая цель – Царствие Небесное? Так не будем же подражать детям Каина и пытаться организовать себе свой маленький персональный земной рай, а будем, подобно сынам Сифовым, призывать имя Господа (Быт. 4:26), чтобы, когда в очередной раз услышим на Божественной литургии возглас «Горé имеим сердца!», мы бы могли с чистой совестью ответить: «Имамы ко Господу!»

Екатерина Выхованец

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle