О святителе Андрее Критском и продолжении Великого поста

Вот и подходит к завершению первая седмица Великого поста. Сегодня в последний раз читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского, Иерусалимского. Во Святую Четыредесятницу он будет читаться полностью  еще один раз 31 марта по старому стилю (13 апреля (н. ст.) в среду пятой седмицы накануне дня памяти преподобной Марии Египетской на утрене.

Особенностью данного канона является то, что святой Андрей очень гармонично совместил исторические образы из Священного Писания с духовной внутренней жизнью каждого человека. Макрокосм удивительным боговдохновенным литературным способом соединяется с микрокосмом, история всего человечества с каждой отдельной личностью. И таким образом Священная история становится историей каждого из нас, она небесным стержнем проходит сквозь душу и сердце.

Хочется с Божьей помощью проделать подобный эксперимент. Только теперь совместить житие автора канона – святителя Андрея Критского – с жизнью каждого из нас, любого православного христианина, проходящего ВЕЛИКОЕ испытание Великого поста. В данном эксперименте передо мною стоят две цели – с одной стороны, рассказать о творце канона; с другой – жизнью великого подвижника воодушевиться на дальнейшее прохождение поста.

В первую очередь хочется рассказать во избежание путаницы о том, что в церковной агиографии есть двое святых под именем Андрей Критский. Нужно понимать, что это два разных человека. Мы будем говорить в данной статье о творце Великого покаянного канона – святителе Андрее Критском, названном еще Иерусалимским, так как он начинал свое монашеское делание в палестинской Лавре преподобного Саввы Освященного. День памяти вышеназванного святителя – 4 июля по старому стилю (17 июля н. ст.). Есть еще преподобномученик Андрей Критский. Он является младшим современником святителя Андрея, подвизался также в VIII веке. День его памяти – 17 октября по старому стилю (30 октября н. ст.). Житие преподобномученика тоже очень примечательно. Во время иконоборческих гонений византийского императора Константина Копронима, когда за святые иконы людям отрезали языки, выкалывали глаза и отрубали руки и ноги, критский монах Андрей безбоязненно и добровольно прибыл в Константинополь, чтобы отстаивать перед императором святые образы. За это был предан на мучения и убит. По церковному преданию мощи преподобномученика бросили в ров с телами злодеев, где оно лежало около 12 недель нетленным. По повелению Божию туда стали сходиться люди, одержимые нечистыми духами, они вынули мощи и положили на святом месте и за это получили исцеление. Преподобномученик Андрей Критский принял смерть за Христа в 767 году.

Мы же продолжим разговор о святителе Андрее Критском в намеченном двойном ключе, применимом к жизни (особенно в Великий пост) каждого из нас.

Не секрет, что многих православных христиан в храм Божий привело чудо – для каждого оно свое, индивидуальное. Но суть в нем одна: утопая в житейском море греха, страстей, треволнений и забот, человек вдруг ясно осознает, что сам не справится. Ему нужен Он – Спаситель! И в этот момент утопающий ясно видит Божью руку, протянутую к нему лично, и хватается за нее. Совершается чудо воскрешения погибающей души, ставшего  началом пути воина-христианина.

Такое чудо было и в жизни святителя Андрея Критского. Он родился около 660 года в древнем сирийском городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семи лет имел болезнь немоты. И во время перехода из младенчества в отрочество с мальчиком случается чудо: после причащения Святых Христовых Тайн он начинает говорить. И мало того –  Святой Дух дает ему особый дар к богословским наукам, духовному подвигу и  литературному творчеству.

Подобное происходит и в жизни каждого из нас. Бог дает любому человеку особый талант, который нужно отыскать в себе – отрыть его, чтобы послужить и Творцу, и людям. Как писал один поэт: «Дар он есть для того, чтоб дарить. Дар он есть, так давай – выноси!..»

У каждого из нас есть свой определенный дар-талант, которым мы гармонично, как в мозаику, маленьким личностным элементом входим в состав Церковного Тела-организма, где выполняем с Божьей помощью в Нем определенную благую функцию. Только нужно обязательно отыскать этот талант… Найдешь – ты счастливый человек, услышавший глас Божий, Его призыв, не раскроешь –  будешь всю жизнь несчастен.

Здесь хочется вспомнить ситуацию из жития святителя Луки Войно-Ясенецкого, обретенье мощей которого мы будем праздновать 5 марта по старому стилю (18 марта н. ст.). В юности будущий святой великолепно рисовал, но поступил в медицинское учебное заведение, т. к. считал, что там принесет больше пользы Богу и людям. И не ошибся!
В чем же состоит путь отыскивания таланта и служения им Богу и людям? На этот вопрос отвечает преподобный Иустин (Попович): «Если ты учитель, будь святым учителем; если ты мастеровой, будь святым мастеровым; если ты монах, будь святым монахом…» То есть в профессии стремись к идеалу, заключенному в том, чтобы служить не себе любимому, но другим. Вот в чем состоит «святость» человека, проходящего поприще земного служения.

Святитель Андрей Критский это понимал. Он избрал для себя царский путь. В четырнадцать лет отрок удаляется в Иерусалим, где в Лавре преподобного Саввы Освященного через некоторое время принимает постриг. Жизнь ведет добродетельную, разумную, целомудренную. Слыл за добродетельного инока и одаренного ученого-богослова. Вскоре был назначен нотарием (ученым юристом) при Иерусалимской Патриархии. Позже Местоблюститель Иерусалимской патриаршей кафедры Феодор, который не мог выехать на VI Вселенский Собор, проходивший в Константинополе в 680-681 годах, по причине арабской оккупации Иерусалима, посылает  туда уже архидиакона Андрея, назначая его специальным посланником Патриарха Иерусалимского. Напомню, что VI Вселенский Собор осудил ересь монофелитства, главным постулатом которой был следующий тезис: во  Христе есть две природы – Божья и человеческая, но только одна воля. В оросе  (постановлении Собора) утвержден православный догмат, что во Христе сочетаются две воли – Божья и человеческая, но человеческая подчинена Божьей. Таким образом, святитель Андрей Критский является одним из святых отцов VI Вселенского Собора. Его талант и глубокие познания в области православных догматов замечает император. Святителя определяют архидиаконом в Константинопольский храм Святой Софии, также назначают орфанотрофом – надзирателем за сиротскими домами. На этой должности святой прославился своею деятельной благотворительностью и милосердием. Во времена правления императора Юстиниана II (669–711 гг.) отца Андрея рукополагают во епископа. Служит он в городе Гортине на острове Крит.

Великий подвижник, молитвенник, аскет прославился здесь своими чудотворениями. Так, например, во время засухи по его молитве пошел дождь, а сарацины, высадившиеся на Крите, не смогли завоевать город. Они со стыдом отступили, «будучи отгоняемы не оружием, а гораздо сильнейшими всякого оружия молитвами святителя, которые он со слезами проливал к Богу и ими, как стрелами, уязвлял врагов», как пишет о критском архипастыре Андрее святитель Димитрий Ростовский в Четьих-Минеях. Также святой Андрей был наделен от Бога даром изгнания бесов.

И, конечно же, проявляется его главный талант, которым он послужил Матери-Церкви – его духовное литературное творчество. Святитель Андрей Критский в науке о богослужении, называющейся литургикой, считается родоначальником церковного жанра канонов. Как известно, сегодня мы очень широко используем каноны в богослужениях – на утрене, в повечерии, в подготовке ко Святому Причащению, в келейных (домашних) молитвенных правилах.

Перу святого Андрея принадлежат Великий покаянный канон, трипеснцы на Страстную седмицу, канон на Рождество Христово, стихиры на Сретение Господне, другие песнопения. Всего авторству Андрея приписывают около 70 канонов. Продолжателями его гимнографической традиции являются преподобный Иоанн Дамаскин, святой Косма Маиумский и другие церковные песнотворцы последующих веков. Также святитель Андрей Критский был замечательным проповедником.

Какой вывод мы можем сделать из жития святителя для себя? Душа человеческая, охваченная поиском и жаждой Бога, находит Его и сочетается с Ним. В этой любви она пытается идти путем Господних заповедей. Душа уходит в монастырь-пустыню, чтобы «настроить» себя под руководством опытных наставников верно для слышания гласа Божьего, трудится в молитве, в богословской науке (или на том земном поприще, которое даровал каждому из нас Создатель), в делании добрых дел и, наконец, процветает в изобилии духоносными плодами.

В принципе эта «схема» духовного делания применима к каждому святому, а значит, к каждому из нас – особенно в Великий пост. Уход в свою внутреннюю сердечную пустыню под руководством опытного наставника –  духовного отца, чтение творений святых отцов (к примеру, святителя Игнатия (Брянчанинова)), духовно-телесный труд в молитве и посте и участие в Таинствах Церковных – с одной стороны; земной труд на семейно-профессиональном поприще – с другой. Поверьте: дело ваше не останется у Бога без награды. Возделанная земля вашего жизненного пути принесет свой драгоценный плод. И будут у вас свои «каноны».

Святитель же Андрей Критский достойно увенчал жизненный путь. Он фактически умер на послушании-служении Церкви. Подвижник  представился к Господу в 740 году примерно в возрасте 80-ти лет, возвращаясь из Константинополя, куда он ездил по церковным делам, на острове Милитина. Позже мощи его были перевезены в Константинополь, где был основан монастырь в честь святителя Андрея Критского.

На примере святого мы видим, что правильная жизнь привела к правильной богоугодной смерти. Андрей Критский умер во время доброго дела – служения Церкви. Так дай и нам Бог представиться непостыдно, не нагло, но в добром служении Богу и людям, причастившись Святых Христовых Тайн!

Всем же православным постникам от души желаю, чтобы мы, взяв верный «старт» на первой неделе, не растеряли приобретенный духовный опыт в следующих седмицах Великого поста. Выражаясь спортивной терминологией, мы должны стать уже не «спринтерами» первой седмицы поста, но «стайерами» (бегунами на длительные дистанции) в течение последующих постовых недель. Нужно, несколько ослабив пищевой пост (но ни в коем случае не нарушая его!), не потерять приобретенного «пустыннического» настроения, пребывать в молитве, в уединенности от мирских развлечений. Вместо забав желательно взять в руки Евангелие, Псалтирь, святоотеческие творения, можно смотреть православные фильмы (их сейчас масса), по возможности присутствовать на великопостных богослужениях, не лениться делать земные поклоны –  то есть углубиться в собственную душу, продолжать во время Четыредесятницы ее исследование, просить Бога, как говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина, чтобы Он даровал нам зрети наши прегрешения. Дабы мы постепенно с помощью Таинств Исповеди и Причастия уничтожали страстей-чудовищ, живущих в нашей сердечной тьме и погибающих на свету.

У митрополита Антония Сурожского в книге «Пастырство» есть хорошие слова, иллюстрирующие вышеприведенные стихи из молитвы преподобного Ефрема Сирина:

«Одна из причин, почему грех так легко в нас действует, та, что мы боимся жить глубоко; нам легче жить на поверхности. Мы знаем, как справляться с поверхностными бурями, а пойти вглубь иногда очень страшно, потому что, когда идешь вглубь, сначала входишь в область понимания, тишины, а потом начинают подниматься прямо чудовища морские, чудища, и делается страшно. И в результате мы не доходим до того места, где могли бы встретить свою совесть и Бога, потому что Он нас ждет глубже, чем эта поверхность. Он нам сказывается в это поверхностной форме заповедей и явлением того, что такое подлинный, истинный человек во Христе. А свои глубины мы должны познать – да, дерзновенным уходом вглубь».

В этом суть Великого поста, на мой взгляд.

Но также мы не должны забывать и об отдыхе. Наше тело, как конь, в котором разум, душа – в роли всадника-управляющего. Конь не будет долго двигаться, если его все время шпорить, он упадет. Точно так же конь не сдвинется с места, если наездник ослабит поводья. Ритмичное и долгое движение достигается гармоничным сочетанием ослабления и натяжения уздечки.

Точно так же и с телом. Православие – это срединный царский путь. Нельзя все время молитвенно шпорить коня-тело. Нужно давать ему отдых: погулять на природе, посмотреть какой-то познавательный фильм или передачу (но, конечно же, не развлекательно-комедийные в пост), уделить время семье, детям, жене или мужу, родственникам, посетить болящих, нуждающихся, заключенных, по мере сил помочь им или, наконец, просто поиграть с любимцем-псом.

Все в посте должно быть в меру и в гармонии.

Так что будем, дорогие братья и сестры, поститься постом приятным и благоугодным Богу.

В заключение же хочется сказать, что в глубине этого постового путешествия внутрь себя к Богу сокрыто величайшее сокровище, к которому мы должны стремиться. Это сокровище – любовь! Вот истинный результат поста: «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22: 37–40). 
Святителю отче Андрее, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle