Кагор – для стола или для Престола?

Православие.Fm

О том, для чего кагор продается в церковных лавках.

– Как же хорошо-то у Вас за столом, Серпентина Макаровна! Как вкусно-то! И салатики эти, и курочка. А вино-то какое – прям как мы любим – сладенькое! В «Азбуке вкуса», наверное, брали?

– Да, уж я постаралась, Дашенька. По магазинам побегала, на рынок заглянула. Но «Азбука вкуса» не по нашим карманам. Впрочем, вино действительно особое, церковное. Забавно так получилось.

С рынка домой возвращалась мимо нашей церкви, Знаменской, кажется. Ну, которая с голубыми куполами. Думаю, раз уж всё равно иду мимо, надо зайти, свечки поставить за мужа. Так-то в храм ходить совсем некогда. Последний раз лет десять назад была, когда Васеньку хоронили… Смотрю – бутылка стоит за прилавком, кагор. И дешевле, чем в магазине. Удивилась, конечно, что попы теперь ещё и вином торгуют. Ну ладно. Как говорится, последние времена! Написано, для какой-то «литургии с поминовением». Я в этих тонкостях не разбираюсь, но веру нашу православную уважаю, думаю, в церкви-то не обманут, не отравят.

– Ой, так сложно всё в этой церкви: там не стой, так не крестись, икону все вместе целуют – так негигиенично!

– Ну, ничего, ничего… Мы люди окультуренные. Понимаю, что эти посты и поклоны для крестьян и из одной ложки не пойми с кем причащаться не хочу. У меня, видите, от тётушки покойной рюмочки серебряные остались. Лучше, чем у попов. Давайте-ка, девочки, еще по стопочке причастимся! Прям как в церкви. И для души, и для тела. И музыку погромче. Про несчастную нашу женскую долю кто лучше Михаила Стасова споёт?..

***

А может, и вправду? Ну её, эту «антисанитарию»! Ведь для чего-то в некоторых храмах и монастырях продаётся кагор? Купил – и домой, «причаститься» индивидуально или с друзьями в приятных интеллигентных условиях. Ни толкаться в храме, ни ждать два часа, ни эти мучительные исповеди со священником. «Всё чинно, благородно…»

Всё бы хорошо, но «есть же какие-то вещи», как говорил один честный герой российского сериала. А именно, есть церковные каноны и правила. И если мы приняли святое Крещение, то они не только для «невежественных средневековых крестьян», они и для нас, живущих в эпоху Гагарина, айфонов и Хиросимы, тоже обязательны. И на главное православное богослужение – Литургию – мы собираемся в храмы не когда душа позовёт попить сладкого вина с хлебушком, а для заповеданной каждому из нас совместной, ежевоскресной молитвы. Заповеданной не вчера, а самими апостолами Христовыми. Чтобы вместе прославить Бога, чтобы ответить «Аминь» на молитвы священника обо всём мире, чтобы вкусить таинственный залог нашего бессмертия со Христом – Святое Причащение.

Литургия – это, в переводе с греческого, «общее дело». Не вдаваясь в исторические тонкости, в первые века существования христианства на практике это означало и то, что люди сообща приносили в храм для Литургии всё, что необходимо для богослужения. Сделанные своими руками свечи из воска со своей пасеки, елей из оливок во дворе, собранный с душистых деревьев ладан, вино со своего виноградника, хлеб из своей пшеницы, из своей печи.

Но даже в древности далеко не у каждого городского жителя был свой сад или пасека. Что же про нас говорить? А участвовать в общем деле необходимо, иначе какое же это дело «общее», если мы только пользуемся плодами чужого труда бесплатно? Поэтому несли и несут в храм деньги, необходимые для того, чтобы приобрести всё разнообразие наших церковных приношений. Если люди могут – то покупают и жертвуют и ладан, и свои свечи, и привезённое из паломничества вино.

Но, как бы поделикатнее сказать, частенько люди жертвуют «не то». И свечки, у цыганки на базаре купленные, отлитые из неизвестных науке веществ, и «кагор» из ларька у вокзала, марганцовкой крашенный. Люди вообще многое покупают по принципу «лишь бы подешевле, а они все равно выпьют» и «на Тебе, Боже, что нам негоже». Это и жертвуют в алтарь.

А священнику надо давиться потóм кислым спиртосодержащим напитком и людей непонятно чем причащать? Нет. Это неправильно. Ведь в православной России для богослужения выбирается самое лучшее.

Поэтому храм самостоятельно выбирает и закупает свечи, вино, ладан, просфоры и предлагает их людям. Чтобы всем было удобно, хорошо и безопасно. Так что бутылка кагора, которую Вы можете увидеть в свечной лавке при храме, не для украшения Вашего застолья. Это возможность для Вас поучаствовать в совершении Литургии через жертву качественного вина.

Обычно к такой бутылке прикрепляют записку о здравии или упокоении родственников и отдают в алтарь. Можно прикрепить записку и оставить бутылку там же, за свечным киоском. Можно унести с собой и самостоятельно отдать батюшке. Конечно, никто не следит, кто куда уносит купленную бутылку. Недолжное использование вина уже не вина храма. Так и свечи можно на подсвечник поставить, а можно знахарке для заговора отнести или в глаз ими ткнуть.

***

Собственно, кагор – это вино, произведенное во французской провинции Кагор, которое завозили в Россию в первую очередь для богослужения. Оно бывает не только сладким, но и сухим. Главное, чтобы вино было плотное, чтобы водой можно было разбавить. Все остальные вина под названием кагор – это сладкие реплики на оригинал.

Впрочем, сладкие ликерные вина привозили с юга и пили на Руси издревле. Такое вино легче хранить, легче перевозить, в то время как сухое вино было уделом южных регионов. А так как у людей до сих пор ещё сохраняется доверие к Церкви, то некоторые, даже не особо верующие люди покупают кагор в храмах или монастырях и используют на домашней трапезе, на юбилеях и праздниках.

Конечно, это дело вкуса. Кагор – это довольно специфическое вино. Для сладкоежек. В храме его разбавляют дважды – тёплой и холодной водой. А для тех, кто заботится о своем здоровье, я бы кагор за столом не рекомендовал. Но вкусы людей исправлять – дело долгое и бестолковое.

Главное – помнить, что в храмах кагор предлагается для того, чтобы человек мог принести его как личную жертву для совершения Евхаристии, как приношение в память живых и усопших людей, дорогих нашему сердцу. И если Вам удалось купить качественный кагор – пожертвуйте его храму.

Мы же образованные, современные люди. В наш век айфонов, ядерного оружия и покорения космоса мы вполне можем позволить себе употреблять вещи по назначению.

Правда?

Игумент Силуан Туманов

Православие.Fm

Социальные комментарии Cackle