Дети очень похожи, а вот мир, в который они приходят, со временем меняется, изменяя условия жизни каждого маленького человека.
Трудно самому поверить, но застал время, когда еще не было телевизора. Правда, когда я уже учился в 3-м классе, дядя, живший на соседней улице, приобрел это чудо советской электроники. Помню даже марку – «КВН-49»: экранчик с ладошку, а перед экраном – большая стеклянная линза, наполненная дистиллированной водой. Всей улицей ходили смотреть первые телепередачи.
Подрастая, много читали. Читали не всегда разборчиво, но школа приучала к классике, а со временем мы начинали вникать не только в сюжет, но и замирать перед красотой родного языка, отличали поэзию от просто стихов. С тех пор сложилось убеждение, подтверждение которому нашлось в наше время в одной замеченной фразе, что человек, читающий книги, всегда будет управлять теми, кто смотрит телевизор.
В студенческие годы видел первые электронно-вычислительные машины, или ЭВМ, занимавшие несколько больших помещений. Первый сотовый телефон появился, когда мне было уже за 40. В те годы не было громкой электронной музыки, и мы поэтому, не испортив слуха, могли слушать и классическую. Не было цветных телевизоров и мониторов, которые разрушают восприятие природных цветов.
Поколение Y, фотография Анатолия Заболоцкого
Сегодня уже не удивляет малыш, только что научившийся ходить и еще не умеющий говорить, но ловко управляющийся с планшетником, где находит мультики или рассматривает фотографии. Современные дети умеют с малых лет то, что нам трудно дается даже в зрелые годы. А может быть, мы просто по привычке желаем без этого обойтись… Но неужели, если молодежь что-то умеет лучше или знает то, что нам было неведомо, это так сильно отличает людей разного возраста друг от друга? Но ведь так было всегда! Всегда были старшие и младшие, всегда были разные поколения.
Дело может быть в слове, хорошо знакомом слове «поколение». Вспомнилась одна веселая картинка: радостный человек в шляпе улыбался, положив руки на головы двух симпатичных малышей. Под картинкой стояла подпись «По-коление». Дети ростом были по колено своему взрослому соседу, уж не знаю, кем они ему приходились. Кто по колено, тот – другое по-коление.
Вот и корень слова проявился, сразу вспомнились 12 колен Израиля, берущих свое начало от 12 сыновей ветхозаветного Патриарха Иакова. Правда, в других переводах можно встретить понятия «племена» или «семейства», но в наших Священных книгах укоренилось понятие «колена». 12 колен, или племен, на пути из Египта в обетованную Землю переживают самый важный момент в еврейской истории – Синайское откровение и начинают превращаться в единый народ, обладающий Богом данным Законом, по которому они становились «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).
Связь поколений
Время шло, и не все ладилось в этом народе, не всегда отцам удавалось передавать обетование о пришествии Мессии, верой в Которого они и оправдывались. И вот слышен грозный глас ветхозаветного пророка Малахии, устами которого говорит Бог: «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:4–6).
Беда коренится не в семейных отношениях, а в потере духовной преемственности. Ангел Господень почти буквально повторяет эти слова Захарии, отцу Иоанна Предтечи, предвозвещая о рождении Крестителя Господня – последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета: «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:16–17).
Фото Анатолия Дмитриевича Заболоцкого
Возобновить духовное единство всех отцов и детей, чающих пришествия Христа, – это уже достойная задача ветхозаветного народа. Не кровное родство и преемство, а вера во Христа – единственная основа духовного единства народа новозаветного.
Размышлял о поколениях, а дошел до самого главного: чего нам – отцам и детям – не хватает? Не хватает духовного единства во Христе. Сердца наши не возвращены друг другу, мы все стараемся договориться и переубедить один другого. Но разве Христос «современен»? Апостол Павел восклицает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
«Представить Господу народ приготовленный» – вот цель, которую Божественное Откровение определяет разным поколениям. А для этого необходимо «возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников».
Фото Анатолия Заболоцкого
С возрастом начинаешь понимать, что не только головой живет человек, не знания движут нами в этом мире, а сердце: порывы чувств часто ломают преграду ума. В сердце хранится самое ценное, что есть у человека. Сердце привязано к своему богатству: «Где сокровище ваше, – говорит Христос, – там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Может быть, не возраст определяет поколения, а ценности и их сходство? На основе этого предположения американцы Нил Хоув и Уильям Штраус в 1991 г. создали целую теорию поколений. Согласно этой теории, поколение – группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Период времени авторы определили в 20 лет. Каждое поколение ими было названо. Мое поколение (рожденные в 1943–1963 гг.) получило странное название – «поколение бэби-бумеров». Объяснение простое: в эти годы происходил всплеск рождаемости. Объяснить можно все, но есть народная мудрость: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Смотрю на своих сверстников и понимаю, что «бэби-бум» – это не про нас.
Рожденных в период с 1963 по 1983 г. назвали «поколение Х» («неизвестное поколение»). Тех, кто родился с 1983 по 2000 г., именуют «поколение У» («сетевое поколение»), следующих за ними назвали «поколение Z». Читаю дальше и понимаю, что американцы большие выдумщики. Они почти всегда забывают про сердце человека, его внутренний мир и много внимания уделяют внешним, часто рукотворным, обстоятельствам, все объясняя объективными причинами. Наши подражатели этих теорий делают все, чтобы разрушить семьи, лишить детей систематического образования. Навяжут им странные стереотипы поведения, подменят игрушки монстрами, героев – кумирами, цели и средства поменяют местами, а потом скажут, что это объективные процессы и поэтому молодежь сейчас совсем другая.
Архимандрит Георгий (Шестун)
Возвратить сердца отцов детям получится, только если ценности у всех поколений будут одни. Разве такое возможно? Возможно, но для этого нужны разумные, благочестивые родители и государство, которое печется о благочестии народа.
Считается, что ценности, которые определяют всю последующую жизнь человека, формируются до 14 лет. Думаю, что сформировать их извне практически невозможно, а вот создать условия, чтобы нужные из них запечатлелись в сердце, – это возможно. В детский период, да и не только в детский, впечатления оказываются важнее знаний.
Принесли новорожденного человека домой, лежит он и вбирает все звуки, которые слышит. Но какие они? Раньше молитву «Отче наш» ребенок впитывал с молоком матери. А что впитывает сейчас? Лежит младенец и смотрит на все то, что вокруг него имеется и что происходит. Затем он начинает ходить и говорить, слушать книги, смотреть мультики и играть в игрушки. И уже к трем годам в его сердце ой как много запечатлелось. Куда исчезли русские сказки, поучавшие, как отличить добро от зла? Где наши добрые мультфильмы, где наши русские богатыри и игрушки-голышки? А где благоразумные родители?
Вспомнилась такая история. К одному батюшке из нашего прихода обратилась благочестивая семейная пара с просьбой освятить дом. Свою просьбу они объяснили тем, что их ребенок по ночам плохо спит и кричит. По пути они рассказывали, что помогают храмам и сами люди православные. На пороге дома батюшку встретил мальчик, который взял его за руку и сказал: «Пойдем, я тебе покажу моих гостей из ада!» В детской комнате на столе стояли персонажи самого мерзкого вида. «Пойдем лучше со мной, – предложил священник, – будешь держать чашу со святой водой».
Рыбалка с отцом, ночевка у костра, рассвет над рекой, красота природы, любящие глаза матери, Божественная Литургия, свет свечи и благоухание ладана, первая любовь, – все это и много другое запечатлевается в сердце на всю жизнь.
Можно оправдываться телевизором, компьютером, интернетом, но не в них беда. Мы знаем, что делать с маленькими детьми: их надо кормить, одевать, играть с ними. Но что делать с подрастающими детьми, представляем плохо и продолжаем лишь кормить и одевать, а все остальное – чем они занимаются и как их воспитывает интернет и телевидение – нам неведомо: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
С детьми надо разговаривать. Не поучать, не ругать, а разговаривать, открывая им свое сердце. И тогда наше отцовское сердце вернется нашим детям, и они откроют нам свое сокровенное богатство, хранящееся в их сердцах. Мы не разные поколения, мы люди одного времени. Мы семья, большая семья, имя которой – русский народ.