О старцах и лжестарцах, или Кто видел старца, тот видел Бога. Часть 2
Беседа с настоятелем Афонского подворья в Киеве иеромонахом Алексием (Корсак) (продолжение, начало см. здесь).
Редакция портала «Православная Жизнь» продолжает цикл бесед с насельниками Святой Горы о современной аскетике и проблемах духовного развития в условиях современного секулярного мира.
На вопросы отвечает настоятель Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Киеве (территория Александровской больницы, ул. Шелковичная, 39/1) иеромонах Алексий (Корсак).
– Отец Алексий, в прошлой беседе Вы раскрыли, что вкладывается в понятие «старец», откуда берутся «лжестарцы», а также о так называемом духовном сладострастии, когда человек ищет экзотику, а не Бога, и духовный наставник ему нужен для удовлетворения своих экзотических запросов. К тому же «иметь личного старца», который, образно говоря, затащил в Царство Небесное без всяких личных усилий самих искателей, модно…
– Я много раз наблюдал за очередью к старцам, еще до Афона. Например, в Оптиной, куда часто паломничал. Бывало, соберется 50-70 человек. Одни ожидающие, относясь ко встрече со старцем духовно, читают Псалтирь, молятся о самом старце, а другие сидят и бубнят о небылицах и чудесах или рассказывают друг другу о своих жизненных проблемах и бедах. Чувствуя это, старец с легкостью принимал близких по духу людей. Когда же заходили с просьбой решить какие-то недуховные, часто смешные проблемы, например, как разбогатеть или найти невесту, он заболевал.
Мы мало или вовсе не думаем о богоугождении, а обращаемся к Спасителю, когда нас посещают болезни или различные скорби. И Господь в таких случаях ничего старцу не открывает. Потому, что прежде чем обращаться к нему, нужно попоститься, исповедоваться. Необходимо подготовить свою душу, очищенным прийти к Богу, и тогда старцу будет легко, и через Господа они найдут общий язык. Как Творец может открыть свою волю человеку, который о Нем не знает ничего?
Помню диалог с одним духовником на Афоне, свидетелем которого я был. Зашел мужчина, плачет и говорит:
«Батюшка, помолитесь, у меня тяжелобольной сын». – «А у тебя есть какие-то страсти?» – «Да, я курю». – «Если хочешь, чтобы Бог тебе помог, должен ради сына отказаться от этой пагубной привычки. Обещаешь бросить?» – «Да, хорошо, я постараюсь».
Довольный отец уезжает. Сын его выздоравливает, и он опять начинает курить. Через полгода снова приезжает к старцу с той же проблемой…
– Отче, но ведь это естественно, что скорби призывают человека искать духовных людей, молитвенников. Например, человек болеет или увлекся наркотиками, пьянствует, его отчаявшиеся родители идут в храмы, монастыри. Кто-то советует: «Поезжайте к такому-то батюшке, он подскажет, что делать». И люди идут.
– Чтобы помочь своим ближним, мы должны отречься от своих страстей и своих грехов. Бог увидит наши изменения и примет нашу жертву. Часто Господь посылает тяжкие испытания, чтобы человека встряхнуть. Старец Паисий говорил, что один человек, праведно живущий, усердно молящийся, может изменить всю ситуацию в монастыре. Так же и в семье.
О болгарской подвижнице Марии написал ее духовное чадо Гавриил. Мария молилась Богу, чтобы Он послал ей старицу или старца, который открывал бы ей Его волю. Она говорила: «Господи, я не понимаю Тебя, не понимаю, что Ты хочешь от меня? Пошли мне старца». В 18 лет она дала обет Богу и до конца своей жизни ела только фрукты, а когда поступила в монастырь, стала вкушать хлеб и воду. И Он послал ей старицу схимонахиню Диодору, на которую никто не обращал внимания, ее оскорбляли, на нее плевали. Но когда эта презираемая всеми старица вошла, подняла голову и встретилась с Марией взглядом, она рассказала ей все, что было у Марии на сердце. И Бог был с ней. Когда читаешь эту книгу, видишь живое общение человека с Господом. Смысл старчества – научить людей говорить с Творцом, общаться с Ним, чувствовать Его, исполнять Его волю.
– Страданий в мире по-прежнему много. В Украине третий год гибнут люди, а ведь у нас столько храмов открылось за 20 лет, монастырей…
– Почему народ страдает? Потому что не исполняет то, что Богу угодно, не прислушивается к своей совести – гласу Божьему в человеке. Нужно при любом деле, при любом общении спрашивать себя: это угодно Господу? Беда у людей потому, что они не спрашивают Творца, что им делать. Это касается и тех, на кого возложена ответственность за страну, за народ, за мир и благосостояние.
– Им тоже нужно брать благословение, получать духовные советы?
– А как же! Для вразумления и смирения нужно спрашивать духовника, чтобы не возгордиться и не говорить, что вот, мол, я сам все знаю, мне Бог открыл то-то и то-то. Помните эпизод, описанный афонским старцем преподобным Силуаном? Он вспоминал, как однажды у одного брата загорелась келья. Из нее выскочил монах, но вспомнив, что у него там остались вещи, вернулся туда и погиб. Преподобный Силуан говорит: если бы этот монах испросил Всевышнего, нужно ли ему бежать за вещами в горящую келью, Бог непременно бы его известил, и он бы не сгорел. И это наша общая беда. И беда, может быть, целого народа. Мы не спрашиваем у Господа, нужно ли бастовать, идти свергать власть, мы не молимся, не советуемся со священниками, епископами, митрополитами и патриархами. Мы – сами с усами… А потом удивляемся, почему бедствия, войны, разделения…
– Бывает так: нужно принимать срочное решение, а опытного духовного человека нет рядом, не у кого спросить. Я не знаю, правильно или неправильно поступаю. Как быть?
– Но у нас у всех есть совесть, внутреннее чувство. Зачем человеку дан рассудок, разум? Чтобы жить и понимать, что делать можно, а чего делать нельзя.
Мы не должны жить, как караси в болоте, запах которых ощущаешь, когда ешь, потому что в болоте вода теплая, застоявшаяся. Это похоже на наш ум дебелый, который варится помыслами в стоячей воде. Это бездействие. А человек должен молиться и мыслить, т. к. мысли – это сила ума, энергия, заставляющая нас действовать. Вы видели, как стоит форель в горной реке? Ногу ставишь на камушек, и ее сносит течением, а рыба стоит неподвижно против течения. Мысль, которая соединяется с Богом, – это пребывание ума и памяти в Боге. Находясь мысленно и душой в Господе, наш ум просвещается. Ум, пребывающий в Боге, соединяется с благодатью.
Святые отцы сравнивают ум с железом, которое, соединившись с огнем, не меняя своих свойств, преобразуется в огонь. Ум, помня о Боге, становится по благодати с Богом единым, не меняя человеческого естества. Так рождается сокрушение сердечное, которое и очищает наше сердце. Пребывание ума и сердца в Боге очищает человека от страстей, ум освобождается от помыслов. Помысел является причиной греха, рывком, поэтому его нужно сразу же отсекать, как стряхивают с одежды горящую искру…
– Какую роль при этом играет молитва?
– Когда человек прилепляется к Богу с помощью молитвы, он не допускает помыслов, т. к. не хочет отрывать ум свой и сердце от Творца. Поэтому подвижники уходили на Афон, в пустыни, покидали мир, закрывались в пещерах, чтобы как можно дольше находиться в этом состоянии. Вот для чего нужна молитва, которая привлекает к нам благодать. Благодать является духовным светом, просвещает все. Человек без благодати выглядит так: солнце на него светит, а он во тьме. Мы ищем старцев, но ведь Господь с нами, с нами Евангелие и Псалтирь – пророческая книга. Читающий ее исполняется пророческого духа. Я встречал людей, которые постоянно читают Псалтирь. Они по-своему прозорливые, т. е. ясно понимают, что им нужно делать, а чего нельзя. Через пророческий дух Господь помогает им жить, приоткрывает, как правильно вести себя по отношению к Богу, человеку и вещам.
– Значит, резюмируя все сказанное, нужно искать не старца, а прежде всего Бога в себе?
– Старец – это сокровище. В Отечнике написано: если ты обидел Бога, но имеешь старца, он может умолить за тебя Господа, чтобы ты был прощен. Но если ты оскорбишь старца, некому будет просить о тебе молиться. Старец является неким мессией, путеводителем нашей духовной жизни. Это сокровище, которое нужно вымолить. Мы должны за него держаться. Бог дает просимое человеку только тогда, когда человек понимает, что он у Бога просит. Если человек понимает, что просит, у Кого просит, Господь посредством молитвы дает понять, что Он от нас хочет в данную минуту, секунду.
Один батюшка мне рассказывал, как он стоял в храме, молился, такая благодать на него взошла, вроде на седьмом небе оказался. И вдруг подъезжает к храму колясочка с инвалидом, и сопровождающий ее просит священника помочь им. А он им отвечает: «Мне некогда, я молюсь, не мешайте». – «Простите, батюшка, виноваты!» И колясочка отъезжает. И батюшка говорит, что с этой колясочкой и благодать уехала.
Для чего мы получаем благодать? Чтобы делать угодные Богу дела, а не наслаждаться ею, чтобы исполнить заповедь Божью. А какую именно, нужно смотреть по обстоятельствам. В Отечнике по этому поводу старцы говорят: если во время молитвы к тебе пришли и просят о помощи, ты должен оставить молитву и оказать любовь ближнему, потому что молитва – частная добродетель, а добродетель любви – всеобъемлющая, нужно выбирать большую, потому что к тебе пришел сам Христос.
Беседовал Сергей Герук
Опубликовано: Thu, 26/05/2016 - 10:13