О христианской смерти

О том, как проходят похороны на первый взгляд малозаметного, но праведного человека и почему в них нет и капли грусти, рассказывает иерей Антоний Мичурин, клирик храма святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище города Кострома.

Начать следует с того, что в нынешний век цифровых технологий и информационного безумия, вымывающего из голов умудрившихся появиться на свет в это неспокойное время граждан любую возможность долго удерживать внимание хоть на чем-то, людей в храмы ходит все меньше и меньше. Старушки, привыкшие к посту и молитве, жившие этим долгие годы в атеистическом государстве, уходят путем всея земли одна за другой. Их старички уж дано там, дожидаются своих более стрессоустойчивых и менее склонных к излишествам жен. Ну, а молодёжь более одержима скандалами в сети между Юрой Хованским и Стасом «Ай как просто», кои скрашивают их не очень яркие будни, и времени для Спасителя мира в их плотном графике просто не остается.

Таким образом, стоят наши, довольно неожиданно занесенные снегом храмы полупустыми, и лишь пахнущая ладаном тишина встречает случайного захожанина, выдернутого из ежедневной круговерти запланированной на завтра операцией мамы или судом по административному делу с наглым соседом.

И все же сегодня все было иначе. Народу в старинном храме на окраине Костромы – битком, и люди все подходили. Священство храма все в сборе, переминалось с ноги на ногу в думах о бренности бытия. Со стороны могло показаться, что грядет архиерейская служба, причем такая, что бывает не всякий раз. Пасхальная, по крайней мере.

Между тем, архиерея сегодня не ждали, но отголоски пасхальной радости носились в храме от Царских врат до паперти и обратно. Ибо посреди храма, лицом на запад, а ногами на восток лежал, укрывшись саваном, ЧЕЛОВЕК. Именно с большой буквы «Ч». Звали этого человека «бабушка Нина». Именно так. Правда, подруги, коим всем, как и ей, за 80 – звали ее просто «Нина», а она их «девчонки». Так уж повелось между ними за многие десятилетия трудов в этом самом храме, во славу Божию.

Все, кто стоял в тот день вокруг гроба, знали бабушку Нину очень хорошо. Знали и любили, как могут любить только на Руси и только свою бабушку. Но не все знали, как она, будучи совсем молодой овдовела и оставшись с маленьким ребенком на руках, больше не выходила замуж, а пришла трудиться в тот самый храм, в который ходила с раннего детства. Как ее пугали в «конторе», пытаясь отговорить от «работы на религиозников», но она почему-то не испугалась. Как они с «девчонками» трудились в храме, выполняя всю мужскую работу, ибо мужчины почему-то вдруг почти перевелись в Русской Церкви, и проходили мимо храма, стесняясь перекреститься….

Все это прошло. Остался только Господь, служение Которому было для бабушки Нины делом всей ее жизни. За Которым она следовала, сперва бегом, а под конец жизни тяжело ступая больными ногами.

Сегодня они, бабушка Нина и Христос, встретились. И люди, собравшиеся в храме, молились и пели как-то тихо, боясь помешать их разговору.

Записал Владимир Басенков

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle