Свт. Епифаний Кипрский – нетолерантный борец за Истину

Жил в IV веке нетолерантный святой, вопрос об Истине для которого был принципиально важным, не подлежащим каким-либо уступкам.

Речь идет о свт. Епифании Кипрском, память которого Православная Церковь отмечает 25 мая.

На его жизнеописании я останавливаться не стану, так как для краткого ознакомления с ним необходимо потратить минут десять, а сам текст несложно найти в сети. Мы сейчас находимся на полпути между Пасхой и Вознесением, далее последуют Пятидесятница и прочие праздники годового цикла. Но вот не каждый православный христианин способен четко определить, что же конкретно мне дают те или иные события Евангельской истории, выделяемые Церковью для особого почитания? Подробно отвечать на этот вопрос мы не будем, так как речь, прежде всего, о свт. Епифании, однако, именно в его сочинениях можно встретить, живое, неподдельное переживание искупительного подвига Христа. Его рассуждения носят не отвлеченный характер, святитель действительно видит, что Господь пришел спасти именно его, и это выразилось в соответствующем стиле построения текста: «Когда я немоществовал плотью, послан был мне Спаситель в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), исполняя таковое домостроительство, чтобы искупить меня от рабства, тления и смерти. Он стал для меня оправданием и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30): оправданием, потому что Своей верой упразднил грех, освящением, потому что освободил меня водой и Духом и Своим словом, искуплением, потому что предал Себя и Свою истинно агнчую Кровь во искупление за меня; Он стал умилостивлением (Рим. 3:25) для очищения мира, для примирения всего на небе и на земле (Кол. 1:20), исполняя в определенное время тайну, сокрытую прежде веков и родов (Кол. 1:26)».

В IV веке, как и сегодня, многие еретики умаляли во Христе либо человеческую, либо Божественную природу. Для свт. Епифания это было недопустимо, так как само спасение делало невозможным. Если Господь воспринял не всего человека, то значит, какая-то его часть осталась пищею диавола, что, собственно, закрывает для нас путь в Царство Небесное. Повторюсь, что это живое чувство Истины – именно то, чему от свт. Епифания стоит поучиться каждому из нас. Да, молясь на праздничной Литургии, мы ощущаем радость, какой-то внутренний подъем, но влияет на нас и атмосфера самого праздника, и улыбающиеся люди вокруг, и даже попавшая на лицо и такая бодрящая святая вода (если в этот день что-то освящают). Но давайте честно ответим себе: где в этой всей радости место для ясного осознания, что тем или иным действием Христос спасает именно меня, что именно для меня открывается перспектива вечного блаженства? Для свт. Епифания не могло быть многих разных путей к Единому Богу, как любят порассуждать нынешние так называемые невоцерковленные христиане. Путь ко спасению – один, узкий и тернистый, путь, и каждое событие Искупительного подвига Христа делает его цельным и возможным для преодоления. «Ради нас стал человеком от Марии без семени мужа, – пишет о Спасителе свт. Епифаний, – взяв смешение от человечества, приносит Отцу священство, не имеющее преемства, чтобы за нас стать Священником по чину Мелхиседекову. Ибо Он пребывает вовек приносящим дары за нас, сначала принеся Самого Себя на кресте, чтобы упразднить всякую жертву Ветхого Завета, священнодействуя совершеннейшую и живую жертву, Сам будучи Жертвой, Сам – Закланием, Сам – Священником, Сам – Жертвенником, Сам – Богом, Сам – человеком, Сам – Царем, Сам – Первосвященником, Сам – Овцой, Сам – Агнцем, ради нас став всем во всех, чтобы стать для нас Жизнью». Сложно что-то добавить к этим словам, но постарайтесь всмотреться в них, пережить и прочувствовать буквально на каком-то внутреннем, сердечном уровне, как много для нас всех и для каждого в отдельности сделал Христос!

Во времена свт. Епифания было достаточно много еретиков, либо отвергавших всеобщее воскресение, либо учивших о нем превратно. У нас продолжается попразднство Пасхи, потому остановимся на этой теме немного подробнее, ведь Воскресение Христа святитель считал главным доказательством возможности нашего воскресения. Он делал акцент на справедливости и правосудии Бога, Который воскресит именно те тела, в коих мы жили на земле. Почему это известное нам положение столь принципиально? Дело в том, что свт. Епифаний полемизировал с оригенистами, учившими, что Господь дарует людям иные, более духовные тела. Таким образом, получается, что вместе с душой будет судимо не ее тело, т. е. не то тело, что пребывало в бдениях, посте и прочих борениях, а какое-то другое, что – несправедливо. Пример с Енохом и Илией, по мнению святителя, ясно указывает, что каждому будет возвращено именно его тело. Для спасенных хотя вновь обретаемое тело будет тождественно утраченному, но приобретет новые качества, такие как: духовность, слава, сияние, нетление, бессмертие, бесстрастие, тонкость и способность проникать сквозь другие тела. Всеобщее воскресение будет личным актом Бога, подобно тому, как Он действовал во время творения мира, и совершится в одно мгновенье.

Это лишь малая толика затрагиваемых свт. Епифанием Кипрским тем, но, как мы поняли, для него они были не отвлеченным философствованием, а самой жизнью, устремленной в вечность. Мне же хотелось бы, чтоб каждый православный христианин не только знакомился со святоотеческой мыслью, но и переживал так же, как переживали ее сами святые.

Протоиерей Владимир Долгих

Социальные комментарии Cackle