Усекновение главы Иоанна Крестителя: что мы празднуем?

Если вдумчиво прочитать историю гибели Иоанна Крестителя и попытаться представить ее в красках, то это какой-то мрачный нуар, окутанный духом несправедливости, безысходности и, на первый взгляд, выглядит как очередная безапелляционная победа зла.

В истории чудовищно все. Человек, стоящий на страже нравственности народа, духовный авторитет и «Ангел пустыни» святой жизни без страха обличает сильного мира сего в сожительстве с женой брата. Сильный мира сего распоряжается арестовать и заключить пророка в темницу. Еще бы: уязвлено его самолюбие, задето и самолюбие его гражданской жены, женщины гордой и властной. Ирод, возможно, рассуждал так: посидит немного, одумается, подумает, что говорить царю, а что оставить без озвучивания.

Но не унимается Иродиада. Она оскорблена и жаждет мести. Иоанн публично высек ее самолюбие. А поскольку муж все же уважал пророка и прислушивался к нему, неровен час, вода обличительной проповеди святого может сточить камень Иродовых убеждений. И он просто выгонит супругу, после чего вернется к своей законной жене. На карту для Иродиады поставлено все, к чему она, очевидно, очень долго стремилась.

А тут как раз день рождения у Ирода. Собралась вся галилейская знать. Саломия, дочь Иродиады, исполнила танец, которым очаровала и гостей, и Ирода. Какой танец можно исполнить перед группой пьяных, обеспеченных, развращенных мужчин, что царь будет обещать дать за него хоть полцарства – вопрос оставим на домыслы читателя. Но за слова надо отвечать. И Иродиада тут же воспользовалась успехом дочери: проси у Ирода голову Иоанна. Вот так просто решаются серьезные вопросы среди сильных мира сего. Ирод, конечно, опечалился, но слово свое сдержал. Из страха потерять уважение перед друзьями, из страха перед женой, которая, очевидно, искусно им манипулировала. И совсем ничего, что на карте – жизнь человека.

Оруженосец, говорит Евангелие, пошел и отсек голову пророку. Вот так просто. Кивнул, пошел исполнять приказ. Иоанн Креститель, Ангел пустыни и родственник Христа, последний пророк Ветхого Завета, был казнен не публично. И его гибель выглядит несколько нелепо на фоне Спасителя или апостолов, казненных публично чуть ли не как враги государства. Нелепо – потому что он стал жертвой обычного бытового гнева. Мало ли мы знаем ситуаций, когда высказанная правда приводила к конфликтам и разрыву отношений? И только. Иоанн Креститель за свою правду расплатился жизнью.

Легко представить себя всех героев этой драмы, кроме Иоанна. Ирод, Иродиада, Саломия, галилейская знать – вполне себе осязаемы и понимаемы современниками. Пророк – едва ли. Он при жизни видел Небесное Царство, потому что уже от рождения принадлежал ему. Иоанну была чужда вся та мишура мира, которой с упоением обвешивались Ирод и его окружение. Пророк жил ежедневным стремлением к будущему веку. Возможно, именно поэтому нам трудно его понять. Он был не от мира сего.

Представляя грустную зарисовку истории казни пророка, так и хочется вздохнуть: и здесь никакой справедливости не оказалось. Что же мы празднуем? Или же совершаем поминовение в день Усекновения? А может, радуемся тому, что пророк шагнул в бессмертие?

Да, мы с болью вспоминаем на Усекновение гибель Крестителя нашего Господа. И радуемся тому, что к Небесной Церкви присоединился великий праведник. Но еще мы размышляем о том, что каждому воздастся по делам его. И праведник пусть же делает добрые дела, потому что награда непременно будет вручена ему Богом. А злой пусть еще творит беззакония, ведь наказания не избежать ни в этом, ни в будущем веке. Семья Ирода получила за свое злодеяние сполна. И этот суд был совершен Богом словно показательный, для людей, чтобы они видели, как дорого обходится жизнь неправедная.

Саломия как-то зимой провалилась под лед, переходя реку. Тело ее оказалось полностью в ледяной воде, а голова осталась на поверхности, зажатая льдиной. И льдина медленно перерезала девушке горло, обезглавив… Родителям принесли голову дочери ровно так же, как однажды во время пира в зал дворца была внесена глава пророка Иоанна.

Ирод вскоре потерпел поражение от ассирийцев, возглавляемых отцом брошенной жены. Ассирийцы мстили Ироду за бесчестье. И Ирод проиграл. За поражение он попал в опалу к римскому цезарю, после чего отправился в ссылку. Без царского достоинства и денег. А там… вместе с женой Иродиадой был поглощен землей во время очередного землетрясения.

События земной жизни для христианина – череда испытаний и уроков, призванных привести его к обожению души. Всем выпадают разные трудности на пути жизни. И выбирая крестный путь следования за Христом, мы делаем выбор в пользу отречения от мира и его ценностей. Неудивительно, что непонятые миром, мы часто оказываемся им гонимы. Гонения – понятие растяжимое. Это далеко не всегда римские легионеры с факелами, ночью врывающиеся в дом к христианам. Любое неприятие нашего свидетельства о Христе со стороны мира, выливающееся в открытое недовольство – уже в некотором роде гонение. Но это, как мы уже сказали, неизбежно.

В центре нашего внимания в день Усекновения – Иоанн, хотя о нем и меньше всего сказано в евангельском отрывке дня. Кроткий и смиренный, отвергший мир, выбравший путь правды и следования за Богом. Он не призывал к насилию, не бунтовал и никого не оскорблял. Иоанн Креститель слушал свою совесть и проповедовал закон Божий, сам строго его соблюдая. Глядя сквозь строки, можно постараться увидеть святого пророка, каким же он на самом деле был и как вел себя в той или иной ситуации. Вглядеться между строк очень нужно. Меж них мы увидим образ Божий, торжественно просиявший в отдельно взятом человеке – Иоанне, сыне священника Захарии и Елизаветы, родственнике и Крестителе Господня, пророке и проповеднике, аскете и молитвеннике.

Владимир Басенков

Социальные комментарии Cackle