Архип Куинджи. Художник света

Как многочисленны дела Твои, Господи!

Все соделал Ты премудро;

земля полна произведений Твоих.

Пс. 103:24

 

В этом году исполняется 110 лет со дня смерти выдающегося украинского живописца-мариниста Архипа Куинджи (1842–1910).

В шесть лет он остался сиротой – рано испытал нужду. С детства у Куинджи появилась тяга к живописи. Он рисовал где только мог: на заборе, на стене, на кусках бумаги. На Куинджи оказал заметное влияние другой художник-маринист – Иван Константинович Айвазовский (1817–1900).

Видимо, под влиянием Айвазовского Архип Куинджи начал изображать красоту безграничного морского пространства. Куинджи именовали воспевателем бескрайнего пространства и света. Сюжеты поздних произведений дарят Куинджи небо, горы и море. Куинджи – автор картины «Лунная ночь на Днепре» – когда-то тщетно пытался поступить в Академию художеств. Сейчас Куинджи – бесспорно признанный мастер. Эта картина приковывала взгляд зрителя. Освещенная с обеих сторон специальными лампами, она превращалась в окно, открывая волшебную украинскую ночь. Замер Днепр, не шевелится, освещенный бледным лунным светом. Темная, тихая ночь царствует в природе. Спит украинское село, расположившееся на берегу, только белые мазанки торчат из ночной темноты. Сильный лунный свет в центре, насыщенный всеми оттенками зеленого тона, постепенно угасает, достигая края полотна и сливаясь с чернотой воды и облаков.

Куинджи был художником света. Для воспроизведения света он экспериментировал, используя световые эффекты и интенсивность цвета. Различными средствами Куинджи создавал почти полную иллюзию освещения. Как тут не сравнить художника света (Архипа Куинджи) с Творцом света, неба и земли. Мир был создан одним словом. В Книге Бытия об этом сказано так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт. 1:1–4).

В воспроизведении света среди Куинджи не было равных. Его талант заключался, видимо, не только в мастерстве. Достигнув признания, он держался в стороне от славы. Известность принесла ему материальное благополучие, но не изменила его скромного образа жизни. Куинджи осмысливал природу как отражение красоты и гармонии, они созданы Богом. Картины Куинджи – поиск красоты, стремление выразить духовную гармонию материальными красками. Эти картины природы возносят сознание человека к Творцу природы – Богу. Ведь только Он мог создать неповторимую красоту природы.

Человек может только воспроизвести то, что он видит, а его видение далеко от совершенства, поскольку человек искажен грехом. «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:18–20). Настроение гармонии, покоя созерцания, Куинджи воспроизвел в своем этюде – крымских воспоминаниях – под названием «Облако». Радостная и чистая лазурь, среди которой клубится любимое «куинджевское облако» – поднимающееся вертикально вверх, пышное и светящееся. Тихая и уютная глубина звучит в этом заколдованном и солнечном дне, который провел художник на берегу Черного моря. Архип Куинджи часто выезжал со своими учениками в Крым. Наряду с обучением творчества шло и пристальное изучение природы.

Романтический пафос, которым пронизано изображение горных кряжей, недостижимых вершин, побуждает человека к познанию неизвестного. Горная романтика перерастает в символ прекрасного и недостижимого. Несмотря на кажущуюся натуралистичность изображения, в образах Куинджи прочитывается некая завороженность. Величие мира наполняет душу человека торжественным звучанием, и земное как бы очищается небесным, вечным. В одном из своих значительных произведений – «Радуга» – Куинджи пытался еще раз запечатлеть красоту природы и величие вселенной. Видимо, не без умысла эта картина создана художником. Она органически исходит из мировосприятия Куинджи и сочетается с общим замыслом почти всех его картин. Дело вот в чем. В Библии написано, что после потопа Творцом была создана радуга в облаке, которая была символом завета неба и земли со всякою душею живою. «И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке» (Быт. 9:12–14). Радуга для Куинджи – символ единения с Творцом природы, попытка найти Того, чье творение он изображал в течение жизни.

Вглядываясь в картины великого украинского живописца, будем возвышаться от земного к небесному, к Богу, творение Которого изображает на холстах Куинджи. Мягкость оттенков, игра света и тени, тонкость воспроизведения раскрывают не просто тонкую душу живописца, но душу, настроенную в гармонии с замыслом Творца.

Протоиерей Андрей Ухтомский

Опубликовано: Fri, 28/08/2020 - 16:14

Статистика

Всего просмотров 1,225

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle