Как с неизлечимо больным говорить о вечности?

Свято-Елизаветинский монастырь

Вопрос: Есть онкобольной человек. Очевидно, что состояние его ухудшается. Стоит ли вести с ним беседы об уходе в вечность? Каким образом корректно обсуждать с ним эту тему?

Ответ: Обязательно. Страшно, когда человек уже стоит на грани жизни и смерти (земной, я имею в виду) и не думает о главном.

Я думаю, что от ума Вы здесь ничего не скажете. В первую очередь Вы должны за этого человека помолиться, действительно помолиться, сколько у Вас есть сил. И попросить у Бога, чтобы Он дал слово, которое больной принял бы.

Все слова должны сводиться к тому, что человеку надо впустить Бога в свое сердце. А для этого нужно позвать священника, чтобы человек подумал о своей жизни, о грехах; чтобы он попросил у Бога прощения за то плохое, что есть в жизни каждого; чтобы он примирился с Богом и с ближними и принял Тело и Кровь Христа.

Вы говорите с ним не о его смерти, а о вечной жизни. А когда человек не знает, что эта вечная жизнь есть, когда человек живет, цепляясь за какие-то минуты, чтобы прожить больше, не думая о вечности, это может привести к трагедии. И здесь не надо бояться. Потому что человек должен понять, принять, что сейчас идет борьба за его вечную жизнь. «Неизвестно, сколько нам всем отведено еще жить, и мне, и тебе, но ты должен сейчас подумать. У тебя есть болезнь, у тебя такое положение, что все-таки пора немножко что-то в жизни менять…» — я бы так сказал.

Потому что когда больному станет уже совсем плохо, когда он будет в полубессознательном состоянии и уже не будет ничего соображать, а Вы позовете священника — это немножко подмена. Человек должен осознанно прийти к Богу.

Все-таки если есть возможность помочь человеку открыть себя Богу, найти Бога рядом со своей больничной койкой, увидеть Бога в своей жизни, то, конечно же, нужно сделать всё, чтобы это произошло, обязательно. А такая «любовь», когда мы боимся расстроить человека и говорим ему, что всё хорошо, «поправимся, а потом и в церковь придем» — это не любовь. Человек надеется на это, а может быть, уже не поправится, и надо готовиться к отходу.

Протоиерей Андрей Лемешонок

Теги

Социальные комментарии Cackle