Записки о Литургии. Часть 4

Эти записки рождались на Литургии, ведь богослужение – это ещё и колоссальный ускоритель мысли, ведущий к высокому философскому осмыслению бытия. Перед вами не богословский трактат, а размышления поэта, стоящего на службе в храме…

Продолжение. Начало здесь.

Литургия даёт человеку чуткое внимание к бытию, когда всё становится драгоценным в лучах небесного света.

Какой самый страшный удар мы можем нанести злу? Не ответить злом на зло и таким образом оказаться непричастными к злу.

Я уже столько живу и столь долго смотрю на людей, что видел тех, кто был в юности чист и светел, но, живя вне Бога, постепенно утратил свой свет. Но видел я и совершенно серых людей, кого преобразили и окрылили годы участия в Литургии.

Литургия насыщает нашу жажду праведности, делая земного человека небесным и новым. Она и есть тот путь, которым наши мысли становятся христомыслями, чувства христочувствами и дела, наконец, обретают богодостойный вид и значение.

Литургия духовно оживляет человека в Духе Святом.

Человек не содержит праведности в себе самом, но как дар обретает её в Церкви. Священник на Литургии читает «И дай нам в преподобии служить Тебе во все дни жизни нашей». И Бог отвечает и даёт. Так и только так находит источник острая людская жажда свято любить всех и всё.

Литургия существует ещё и затем, чтобы нам осмыслять бытие глубоко и никогда не чувствовать себя в нём одиноко, даже если в конкретном месте нашего нахождения никому нет дела до жизни нашей.

Бывает и так: знаешь, как поступить правильно, но чувствуешь, что сам никогда не поступишь так, потому что желаешь совсем другого, желаешь греха. И здесь Литургия становится тем чудом, само присутствие на которой даёт явную силу поступить правильно, и мир Божий с миром совести наконец приходят в людскую душу.

Каждая проведенная на службе минута есть минута исцеления нашей души. Душа исцеляется только одной благодатью, которая приходит туда, где прежде властвовал грех.

Богослужение укрепляет душу в понимании, что логика греха в отношении между людьми не обязательна и не фатальна, что мы можем жить без греха там, где нам прежде казалось, что иначе, чем неправедно, поступить невозможно.

Само по себе причастие без жизни для других не преображает человека. Поэтому Христос дал эти две заповеди в паре. Есть храмы, прихожане которых годами причащаются на каждой Литургии, но там совершенно никто не нужен друг другу.
В машину мало просто влить бензин и зарядить аккумулятор. Она непременно должна иметь цель – куда ехать. В духовной жизни такая цель – радость ближних, которую дарим им мы.

Даже самый могучий герой и подвижник без Литургии – как луч без солнца.

С Литургией связаны все подлинные людские представления о красоте, ибо она наполняет всё прекрасное Сами́м Богом.

Без Литургии христианин ощущает себя засыхающим цветком, поэтому все древние подвижники стремились к постоянному причащению.

Литургия – это и есть чистота, которая приходит на смену всякому нашему недолжному недостоинству. Она утверждает в нас как несомненность то добро, к которому мы раньше только лишь устремлялись.

Через Литургию мы сполна узнаём, что жизнь есть блаженство.

Подвижник вправе задать вопрос: «Я все силы души кладу на то, чтобы жить и поступать праведно, но всё равно чувствую в себе страшную склонность к греху. Так как же мне сделать добродетель и благодать основанием души, помыслов, дел? Как стать во всём настоящим?». Божий ответ на этот вопрос и есть Литургия.

Литургия возвышает душу до величия. И это смиренное благодарное величие человека, ставшего, наконец, королём.

Литургия делает душу стойкой в каждодневном избрании пути добра.

Литургия даёт не вести мысленную борьбу с людьми, принимая как Господне лекарство то, что они с тобой вытворяют.

Литургия утверждает, что чья-то неверность по отношению к тебе и добру не перечёркивает и не отменяет ликующую пасхальность мира.

Дом души – это Литургия.

Только тот, для кого лучше умереть, чем согрешить, знает, какая это великая милость – укрепление на Литургии воли, чтобы следовать только путём добра.

Как Христос сошел в ад и заполнил собою место, где люди были вне Его, так Он сходит в самые основы души и заменяет Собою страсть на добродетель. И это чудо: где прежде был грех, теперь благодать. Вот что делают для нас Литургия и молитва.

Для христианина вся жизнь имеет литургический оттенок, потому что всё бытие совершается в Боге и у всего есть высшая цель и значение.

Литургия восстанавливает цельность души, раздробленную прежними грехами и принятыми ложными мыслями.

Как бы ни было порой трудно, мы не должны и в малейшем действовать по велению страсти. Силу к этому мы обретём в Литургии и частом причащении.

Спустя годы церковной жизни навсегда понимаешь, что жить и часто причащаться – это одно и то же.

Только благодать даёт правильно и по Богу относиться к любимым людям. Только она окрыляет сердце любить их вне страсти. Ещё и потому так важно посещать Литургию.

Христианину хочется кричать от благодарности: «Господи, спасибо Тебе за Литургию! Она укрепляет мою волю в добро! Она делает меня настоящим!».

Литургия открывает, что боль тоже есть повод для благодарности, ибо она делает нашу душу чистой, а значит, вмещающей Бога.

Литургия и Иисусова молитва – это как быть с любимым человеком. И помыслить не хочешь, что это может закончиться.

Литургия настраивает душу жить целиком в Боге, чтобы ничего в нас вне Него не существовало: ни дела, ни слова, ни желания, ни помышления.

Только в Боге и Богом можно правильно любить человека. А ключ к этой любви – Литургия.

Литургия – венец усилий подвижника. Она сообщает святость жизни и отношений тем, кто больше всего хотел любить только Богом.

Бог составляет всё желание сердца христианина. Утолить эту жажду способна одна лишь Литургия.

Благодать открывает, что жить всегда удивительно интересно. Отказ от страстей, совершаемый в покаянии и исповеди, приводит к тому, что весь мир, вся вселенная со всеми её красотами, становится объектом нашего внимания и нашей радости.

Литургия есть утверждение нашего духовного здоровья, чтобы мы совершали любовь не по закону страстей, а так, как в Послании к Коринфянам сказал о ней апостол Павел, кратко: по закону постоянного смиренного служения любимым в Боге.

«Духа не угашайте» – то есть по благодати постоянно служите Господу и всем людям и живите во свете. Литургия задаёт своим участникам именно такой, небесноликий тон души.

Если вкусишь Бога, душа не может не тянуться к постоянному (по возможности – ежедневному) причащению. Всякий верный готов, вслед за Иоанном Кронштадтским, повторить: «Если я не причащаюсь – я не живу».

Литургия делает так, чтобы вся наша жизнь находилась целиком в Боге и всё наше отношение к людям было только через Бога.

Литургия просвещает и освещает мысли Духом Святым. Если мы ищем праведность помысла, ведущую в праведность жизни, то пьём её из евхаристической чаши.

Литургия – источник неисчерпаемого вдохновения. Она способствует тому, чтобы всё в нашей жизни было Богом и ради Бога.

Счастье – это каждый день участвовать в Литургии.

Литургия ведёт за собой всякое иное счастье человеческое, потому что всякое счастье счастливо лишь тогда, когда оно ради Бога.

Литургия всегда ведёт незримую работу в душе. Человек входит в неё чудовищем, а выходит Ангелом, живущим ради Христа.

Литургия даёт опытно пережить, что нет спокойствия крепче и радости больше, чем уверенность в Боге.

И что есть эта уверенность в Боге, которую мы обретаем на Литургии? Она есть уверение нас Самим Богом, что каждую малость, касающуюся нас, Он творит по любви: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».

Артем Перлик

Социальные комментарии Cackle