Пять правил о пасхальной радости

Милосердие.Ru

По каким правилам живет пасхальная радость в душе, и что делать, если она уходит? Мы говорим с благочинным Красногорского округа, протоиереем Константином Островским:

Обидно, когда после всех трудов Великого поста пасхальная радость, не успев согреть душу, быстро улетучивается. Мы грустно едим свой законный шашлык и печально смотрим наконец-то дозволенный сериал. Но, может быть, наша грусть не о том?

Радость не зависит от праздника

То, что мы сразу после Пасхи возвращаемся к своим привычкам, от которых отказались на время Великого поста, совершенно обыкновенно для грешных людей. Отец Константин считает, что такое духовное отступление в порядке вещей.

«Так Бог показывает нам наши немощи, чтобы мы смирились. Многое из того, что есть в человеке хорошего, отравлено гордостью. С каждым это происходит в той мере, в которой он гордился своими духовными достижениями».

Конечно, нам обидно, что с пользой проведенное время поста потом так быстро и бездарно можно растратить. Но разочарование наступает не потому, что мы потеряли что-то хорошее и ценное, а потому что думали, что мы в состоянии это ценное сохранить, стать хорошими навсегда. Думали, что нам это под силу.

«Феофан Затворник пишет, что для смиренного, когда он впадет в какое то малое согрешение, это не неожиданная новость. А для человека гордого это неожиданно.

И он может впасть в уныние, — отец Константин уверен, что так Господь нас воспитывает, а наша главная задача смиряться. Тогда наступит в душе мир и радость, которая уже не будет зависеть от праздников или будней.

— Жизнь каждого человека у Бога в руках. Каждого из нас. Чтобы человек всей душой это ощутил, надо полностью себя предать воле Божией, чтобы единственным желанием было творить волю Божию. Ну а что-то Господь в нас оставляет для воспитания, чтобы по мере смирения утешать, а по мере возношения смирять».

Радость не терпит гордости

Наша гордость, по мнению отца Константина, примешивается ко всему в нашей жизни, многое в нас ею отравлено, поэтому для нас духовная радость, так же как и настоящее покаяние, мимолетны: «Мы не умеем радоваться о Боге, потому что всегда радуемся еще немного и о себе: вот какой я хороший. Как Я хорошо помолился, как Я переживаю, МОЯ скорбь о страстях Христовых, МОЯ радость на Пасху… Вот в наших душах радость и не удерживается, как в дырявых сосудах».

Серафим Саровский всем искренне при встрече говорил «Христос Воскресе!». Он постоянно свидетельствовал о Воскресении Христовом, и в Пасху и не в Пасху, потому что он искренне верил и чувствовал, что пасхальная радость всегда с нами.

Большинство из нас так Пасху не чувствуют и это нормально. Совсем не обязательно как-то искусственно создавать в себе такое чувство. «Чтобы не было разочарований, надо заранее признать: я не Серафим Саровский, я не могу всем искренне говорить «Христос воскресе!», — говорит отец Константин.

— Сейчас много пишут о радости. Мол, почему наши христиане все такие мрачные, ведь Господь призывал всех радоваться. Я считаю, что пропагандировать радость в корне не верно. Мы пришли в храм, чтобы вместе помолиться и причаститься Святых Христовых Тайн, в этом проявляется наше церковное единство, а не в чувствах. Это и есть Церковь.

Насаждать в себе какие то чувства -опасная ошибка. Такие чувства будут ложными. Многие святые отцы даже советовали скрывать от окружающих дар особой духовной радости, если Господь его даст».

Радость не ищет сама себя

На самом деле Церковь дает нам все для нормальной, а не искусственно культивированной радости.

Даже если просто ходить на Светлой или на Страстной неделе в храм, то всегда можно почувствовать нужное настроение.

Многие читали Евангелие, и даже не очень сосредоточившись, все же могут понять, о чем речь идет в содержании песнопений, что выражают мелодии богослужения.

Наши отношения с Богом гораздо глубже наших эмоций.

Отец Константин приводит такой пример: «Многодетная мать устала. Она изнемогла и хочет только спать. Но это же не значит, что она ребенка не любит, или в этот момент любит меньше, чем когда с ним тетешкается и ему улыбается.

Мы знаем, что и святые были в разных состояниях. Были святые, подвиг которых был всегда на виду, а были и такие, которые не несли каких то особенных внешних подвигов, но тем не менее достигли совершенства и прославлены Богом. Яркий пример преподобный Досифей. Он среди своих собратьев монахов внешне ничем не выделялся. Никто и не замечал, что он нес великий подвиг послушания. Отсек свою волю ради воли Божией».

Радость нельзя заработать

После ночной службы, как известно, все разговляются. Треск яичной скорлупы, запах колбасной нарезки, радостные объятия и тосты… Дожили! А впереди еще шашлыки на дачах, новинки в кинотеатрах, наконец-то нормальный рок в наушниках, а не суррогат «из классики». Такое впечатление, что мы считаем церковную жизнь своей обязанностью, а Великий Пост – затяжной шахтерской сменой.

Когда приходит время праздника, наступает пересменок: мы снимаем каску, смываем с лица угольную пыль и идем в кузбасские степи пить, «гудеть» и веселиться до следующей смены. А ведь время поста, как и возможность молиться на Литургии, причащаться, как все, что есть в Церкви – великий дар Бога нам, а не наша обязанность перед Ним.

Отец Константин считает, что этим дарам надо радоваться и благодарить Бога даже за несколько часов пасхального счастья:

«Время поста Бог ослабляет путы страстей, которыми мы связаны. Пост — это дар Церкви и дар всем нам.

Пасхальная радость после поста — тоже дар и свидетельство о реальности Божией благодати. Чтобы в будущем, когда радость отнимется, а она обязательно отнимется, мы помнили ее, помнили, что на самом деле можно радоваться Воскресению Христову».

Радость живет надеждой

Протоиерей Константин Островский.

Наши чувства недолговечны и слабы, они нас обманывают. Немного вкусили пасхальной радости, но достаточно двух фильмов и трех вечеров в гостях, и радость оказывается не радостью, а печалью по поводу собственной слабости. Как держать равновесие? Не унывать, но и не умиляться своему смирению – вот я немощный такой, Господи, что же со мной делать, смирюсь с тем, что я не Серафим Саровский, пойду следующую серию сериала посмотрю!

Отец Константин говорит, что нужно не только смирение, но и покаяние: «Надо не просто осознавать, что не можешь удержаться от зрелищ, но и каяться в этом, а не унывать и отчаиваться. Вот представьте себе узника концлагеря, который входит в повстанческий комитет, готовит восстание. Но пока идет подготовка к восстанию, он же ходит работать на фашистские заводы! Конечно, не с восторгом ходит, но с ожиданием и с надеждой, что скоро восстание, и с помощью Красной армии восстание победит.

В нашем случае с помощью Божией обретается свобода от страстей. Так и нам надо не просто принимать себя с нашими немощами, но при этом молиться Богу, просить, чтобы Он укреплял нас в борьбе. «Я провел Светлую неделю бездарно, смотрел всякую ерунду, не помнил о Боге, теперь во мне нет радости Воскресения Христова. Но я верую в Него, я верю, что Господь меня исправит и, как бы это не было болезненно, пробудит мое сердце для любви и радости».

Ирина Сечина

Социальные комментарии Cackle