Война и Библия: святитель открыл тайну генералу

В современном мире нет ни одной философии войны, которая могла бы обьяснить причины вооруженных конфликтов, предвидеть победу той или другой стороны. Узнать ответы на такие вопросы можно лишь с позиции Священного Писания: на его страницах описаны ситуации, характерные для всех войн — прошлых, настоящих и будущих…

«Лихорадочно водружаются»

Почему государства воюют между собой? В чем главная причина любой войны? Эти и другие вопросы еще в прошлом веке волновали святителя Николая Сербского — бывшего военного священника, а впоследствии — епископа Охридского и Жичского (он умер в марте 1956 года, а в мае 2003 был прославлен в лике святых).

Когда разразилась первая мировая война, иеромонах Николай находился на боевых позициях: исповедовал и причащал сербских солдат, укреплял их проповедью. Всё свое жалование он перечислял на нужды раненых (до самого конца войны). Спустя годы, находясь уже в сане епископа, владыка решил проанализировать причины вооруженных конфликтов. Свои исследования и прогнозы он обосновал с точки зрения Слова Божьего. Так появилась весьма интересная книга — «Война и Библия». Забегая вперед, скажу откровенно: данный труд может быть полезным для многих военных (в том числе и для меня — офицера запаса). Выступая в роли мудрого балканца, автор часто обращается к одному из своих героев-современников — генералу Кларку (не путать с бывшим главнокомандующим силами НАТО в Европе в 1997-2000 гг.).

О том, как проходили приготовления к войне, автор описывает в разделе «Вооружение»: «Все народы Европы и Америки, генерал, — начал балканец, — лихорадочно вооружаются для новой войны. Кто этого не видит? Едва ли это тайна и для горных пастухов, а еще меньше — для живущих в городах, следящих за делами человеческими. Спеша вооружиться, идут сейчас в шаг с Европой и Америкой некоторые народы Азии, как, например, Япония, Турция и до некоторой степени Персия и Афганистан. Великий Китай сводит счеты сам с собой и упражняется в кровавой войне на своих детях, бессознательно готовясь таким образом к убийству чужих детей. Но те, кто отягчил уже свою совесть ответственностью за прошлую мировую войну, возьмут на себя бремя ответственности и в будущей войне. Это — народы белой расы, народы, называемые «христианскими»».

Далее Святитель Николай указывает на факты, свидетельствующие о том, что мир находится перед новой войной:

1) явные и тайные приготовления всех упомянутых народов;

2) военные бюджеты, которые во всех странах непропорционально превосходят расходы какого бы то ни было иного предназначения и во много раз превосходят военные бюджеты до начала первой мировой войны;

3) усиленная деятельность бесчисленных фабрик военных орудий, амуниции, ядовитых газов, электрических и электромагнитных военных аппаратов, увеличение контингента рабочих на этих фабриках;

4) спешная постройка военных кораблей;

5) увеличение военных кадров в сравнении с довоенными;

6) комитеты ученых специалистов, созванных некоторыми правительствами и отдающих все свое образование и энергию на нахождение и усовершенствование смертоносных ядовитых газов и иных химических средств для войны на земле, в воде, под водою и в воздухе;

7) тайные союзы и блоки отдельных государств и народов в целях войны;

8) широко разветвленный шпионаж, с помощью которого одному государству становятся известны военные планы и тайные военные изобретения других.

Даже словесная пропаганда мира, — и та часто служит для военных целей. Таким образом, в наши дни сбывается пророческое слово: «Говорят, «мир, мир», а мира нет» (Иер. 8, 11). К сожалению, о мире говорят часто не потому, что мир есть, а потому, что он — в опасности. Наличие огромного вооружения заслоняет собою все разговоры о мире, который де-факто находится на военном положении.

По закону греха

«Когда люди хотят войны, тогда найдутся и поводы, и инциденты, чтобы послужить ей увертюрой»

«Вы спрашиваете меня, генерал, каковы могут быть причины будущей войны? Но спрашиваете ли вы о настоящих причинах войны или о поводе, об инциденте, которым она будет вызвана? Это две различные вещи. Причины можно установить уже сейчас, а повод нельзя даже предположить», — рассуждает автор. И далее добавляет: «Если граждане какого-нибудь города польют свои дома керосином, а какой-то мальчик, из злобы или из шалости, бросит в город зажжённую спичку, то кто же будет назван действительным виновником пожара? Когда люди хотят войны, тогда найдутся и поводы, и инциденты, чтобы послужить ей увертюрой. Если люди готовы к войне, то будут ли они ждать покушения, или сожжения чьего-либо флага, или оскорбления консула, или убийства миссионера?»

Данные вопросы святитель Николай раскрывает при помощи Слова Божьего:

1) существует неумолимый закон греха;

2) война человека против человека есть следствие войны человека против Бога;

3) войну родителей против Бога продолжают дети, восставая один на другого;

4) милость Творца смягчает закон греха и таким образом делает возможным продолжение жизни человеческой на планете.

В качестве аргументов автор приводит яркие эпизоды из Библии. Так, в 14-й главе Книги Бытия рассказывается о войне в долине Суддимской (ныне — Мертвое море): четыре царя во главе с Кедорлаомером нанесли поражение пятерым (во главе с правителями Содомским и Гоморрским). Среди пленников оказался и Лот. Весть об этом дошла до его дяди Авраама: уповая на Бога, он быстро собрал слуг, разгромил неприятелей «и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска» (Быт., 14, 15). Навстречу победителю вышел таинственный Мелхиседек (царь Салимский). Он преподнес хлеб и вино с таким словами: «Благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои». А когда царь содомский предложил Аврааму взять себе военную добычу, то праведник категорически отказался: «Поднимаю руку к Господу Богу Всевышнему, Творцу неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама» (Быт. 14, 20-23). Он видел свою награду в том, что во имя правды одержал победу.

Второй пример описывается в Книге Исход: в суровой пустыне под Хоривом израильтяне испытывали жажду, укоряли Моисея и даже засомневались в помощи Божией. Тогда Господь напоил народ из скалы Хоривской. Однако из-за этих грехов (роптания и неверия) на евреев напал Амалик (царь пустыни). Моисей отправил Иисуса Навина в бой, а сам взошел на высокий холм и начал молиться Богу. «И было, когда поднимал Моисей руку свою, одолевал Израиль, а когда опускал руку свою, одолевал Амалик». Битва продолжалась целый день, до захода солнца. Когда руки Моисея отяжелели, его брат Аарон подложил под них камни, а потом вместе с Ором поддерживал их поднятыми вверх. «И низложил Иисус Амалика» (Исх., 17, 11-13).

«Заметьте, генерал, характерную своеобразность этой войны: военачальник не предводительствовал войском, а неподвижно, с воздетыми руками, стоял на молитве пред Богом, тогда как помощник его вел борьбу с неприятелем. И побеждал не ведший борьбу, а возносивший молитвы», — отметил автор-балканец, обращаясь к генералу Кларку.

«Нет мира нечестивым»

В Книге Судей описан еще один чудесный случай: 300 иудеев во главе с Гедеоном разгромили огромное войско амаликитян и мадианитян: врагов было так много, «как песку на берегу моря» (Суд., 7, 12). Вызывает восхищение и подвиг маленького пастуха Давида: имея в руках пращу, он одним метким ударом сразил наповал вооруженного до зубов великана Голиафа — гордость войска филистимлян (1 Цар. 17, 49-51). В целом, все библейские праведники одолевали врага под единым знаменем победы — верой в Бога.

«Исторические книги Библии служат образцом написания истории войны»

«Все военные истории поверхностны и безсвязны, если в столкновении народов не принимается во внимание третий фактор — Творец и Промыслитель. Оттого-то так много написано о войне, а так мало сказано. А в Библии, в ее исторических книгах, написано мало, но сказано всё, что важно, что имеет решающее значение при объяснении войны. Потому-то исторические книги Библии и служат образцом написания истории войны. Потому-то и вошли они в сборник Библии и остались навсегда святыми книгами, чтобы служить человечеству непогрешимым толкователем причин — падения и восстановления, мира и войны, побед и поражений, рабства и освобождения, бедствий и благоденствия народа», — подводит итог автор книги «Война и Библия».

Исследуя Писание, святитель Николай Сербский делает важные выводы:

1) неправедному сопутствует страх, а праведному — храбрость;

2) не численность войск решает исход войны, а Бог;

3) исполняются пророческие слова, сказанные в 23-й главе Книги Иисуса Навина: «Один из вас прогоняет тысячу; потому что Господь, Бог ваш Сам сражается за вас».

В следующей главе автор задается вопросом: каковы причины будущей войны? Свой ответ он снова вкладывает в уста мудрого балканца: «Перелистав те страницы святой книги, на которых находится единственная точная философия войны и рассмотрев — в освещении Библии — новейшие войны, мы можем, генерал, теперь ответить на ваш вопрос о причинах будущей войны. От качества нашего мира зависит, будет или не будет война. Если в мирное время наша жизнь будет угодна Богу, то, конечно, войны не будет. О, если бы это было так! Но мир без Бога есть колыбель войны. В мире плодятся и растут бациллы войны, а когда они размножатся и вырастут, то война неизбежна. Хотят ее или нет — она неминуема…».

Как видим, главное основание для войн (прошлых, настоящих и будущих) — отпадение от веры в Единого Живого Бога. Об этом предупрепреждал еще ветхозаветный пророк Исаия: «Нет мира нечестивым, говорит Бог мой» (Ис. 57, 21). Грешники никогда не смогут избежать войны, если не искоренят безбожия. Им не помогут ни войска, ни самое современное оружие. В то же время народ, который вместе со своими правителями проявит верность Господу Иисусу Христу, выйдет победителем, независимо от своей численности и вооружения.

Валентин Ковальский

 

Опубликовано: Tue, 04/12/2018 - 15:57

Статистика

Всего просмотров 3,192

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle