Откуда взялись цвета церковных облачений?

В современном богослужении используются священнические и храмовые облачения разных цветов, даже создана целая система богослужебных цветов, где за каждым праздником закреплен тот или иной цвет. Откуда такая практика?

Изначально облачение делали белого цвета. Основанием для этого служат строки из Откровения ап. Иоанна Богослова, где говорится, что праведники «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14). О белых облачениях пишут свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов.

С развитием богослужения стали использовать облачения и других цветов, однако количество цветов и их применение были вариативны. По указанию свт. Симеона Солунского в позднюю византийскую эпоху за богослужением использовалось два цвета – белый и пурпурный. Историк Е. Голубинский пишет, что на Руси восприняли эту практику. Долгое время на этих землях были распространены всего три цвета – белый, темно-красный (багряный) и желтый (золотой). Белое облачение использовалось в воскресенье, в великие праздники, при крещении и отпевании, желтое являлось повседневным, а багряное надевали преимущественно в пост и в праздники, посвященные Кресту Господню.

Однако и эта система достаточно условна. Если при соборе имелось богато украшенное облачение, но другого цвета – на праздники использовали его.

В Типиконе, который был учрежден в середине XVII века, всего два указания на цвет облачения: в Великую Субботу перед чтением Евангелия на Литургии нужно надеть белые облачения, а в сам день Пасхи – «весь светлейший сан», то есть чисто белое. Еще одно указание на цвет облачения есть в Постной Триоди: «на вечерне при пении Господи воззвах священник изменяя священническую одежду исходит и кадит». Таким образом, богослужебные книги не говорят, как использовать тот или иной цвет.

Более или менее стройная система цветов облачений в богослужебной практике на Руси возникает только в XVII–XVIII веке и связана с усилившимся западным влиянием. Окончательная система, основанная на использовании пяти цветов, была установлена Папой Римским Пием V во второй половине XVI века. Именно под католическим влиянием возникает идея, согласно которой каждому празднику должно соответствовать то или иное облачение. Однако общей системы вплоть до ХХ века не существовало.

Каждый архиерей или монастырь устанавливали свою. До нас дошла система святителя Филарета (Дроздова). Например, в облачениях голубого цвета святитель Филарет служил по воскресеньям Великого поста, в Великий Четверг, в Рождественский и Крещенский сочельники. Пасхальную заутреню он служил в красном облачении, а Литургию и всю Светлую седмицу – в белом. Подобная ситуация была и в монастырях. Прп. Севастиан Карагандинский, преемник оптинского старчества, описывал дореволюционную практику в Оптиной пустыни. В частности, он говорил, что обычным облачением было красное, в постные дни служили в зеленом, а памяти преподобных – в голубом.

Только в ХХ веке система богослужебных цветов принимает современный вид и фиксируется в «Настольной книге священнослужителя». Однако до сих пор в некоторых епархиях и храмах придерживаются своей цветовой системы.

В отдельных Поместных Церквях цвет облачений может отличаться от принятого в нашей Церкви. У одних есть своя система цветов, у других (например, в Греции) она может отсутствать, облачения используют согласно обычаям и традициям.

Таким образом, сложившая сегодня система богослужебных цветов – вопрос больше традиции, чем строгого Устава или правил, и может меняться в храмах. В этом литургическом разнообразии нет ничего плохого, ведь, по словам святителя Афанасия Сахарова, «церковный Устав не терпит однообразия, шаблонности».

Александр Адоменас
Выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия.

Опубликовано: Wed, 07/11/2018 - 10:44

Статистика

Всего просмотров 1,853

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle