Каковы условия для веры? Каждый ли может верить?

Святые и старцы говорят о том, что вера растёт постепенно, и условие роста – жизнь по вере, которая предшествует вере зрячей.

Святой Иустин Сербский приводит удивительную мысль: «Если хочешь узнать, от Бога ли эти заповеди, начни исполнять их и узнаешь, от Бога ли они».

Исполнение заповедей и покаяние очищают наше сердце, и постепенно мы становимся храмами Духа Святого. Это и есть вера.

Молитва укрепляет веру. Интересно, что когда мы только начинаем молитвенный путь, у нас обычно ещё нет зрячей веры (исключения тут редки), но годы молитвенной жизни делают своё дело и вера становится зрячей.
Что зрит зрячая вера? Бога – вселяющегося в человеческое сердце делами и Таинствами, молитвой и покаянием. Христос говорит, что «Царствие Божие внутрь вас есть».

Святой Тихон Задонский связывает веру с покаянием.

Однако, кроме грехов препятствует вере и враг. Он пытается выкрасть веру из сердца, и такую борьбу он ведёт абсолютно со всеми людьми, даже со святыми. Ведь и святые боролись за свою веру. Вот как говорит об этом святой Иоанн Кронштадтский:

«В обыкновенных предметах человеческих узнал раз хорошо какой-либо предмет – и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без помрачения познания о нем. А в вере не так: раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей; но нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому, по временам, будешь чувствовать совершенное равнодушие; и надо иногда воздыханием и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем. Это от греха».

Как видим, даже святому Иоанну приходилось бороться за зрячую веру.

Святой Макарий Оптинский так же рассуждает об этом: «Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват; а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет».

То есть нам не надо бояться мгновенно набегающую на нас тучу неверия, а, зная, что это от врага, продолжать молиться – и враг отступит. Очень помогает и память о том, что многие миллионы святых встретили Бога ещё при жизни. Полезно в такие моменты прочитать какие-нибудь жизнеописания современных святых и подвижников (это тоже укрепляет), творения святых отцов. Если состояние неверия продолжает длиться, нужно его исповедовать. Нельзя бояться исповедать вражьи помыслы неверия, чтоб они в нас не закреплялись.

Мы должны понимать, что помыслы неверия во что-то божественное и церковное – от врага.

Одному молодому человеку, живущему в Украине, враг стал вкладывать помыслы против почитания креста. Этот человек ещё не знал истории Церкви, традиции почитания креста, которое утвердили апостолы и проповедали их ближайшие ученики. Этот человек не принимал вражьи помыслы, но очень страдал от них. И Бог послал ему утешение. Когда в храме все пришедшие после службы подходили целовать крест, одна женщина не смогла сделать это, её отбрасывало от креста очень далеко – она была одержимой. Так Господь показал страдающему человеку силу креста.

И мы должны твёрдо знать, что даже самая малая частица нашей веры изошла от Троицы и проверена опытом сотен миллионов святых и праведников. Например, мы верим в Троицу. Почему? Потому что Христос нам открыл Бога как Троицу. Но ещё и потому, что святым Бог являлся именно как Троица. Например, святому Симеону Новому Богослову, митрополиту Вениамину Федченкову, святому Александру Свирскому. То есть Бог всем святым, имеющим опыт богообщения, открывает Себя именно как Троицу.

Митрополит Вениамин Федченков рассуждая о помыслах неверия говорит так:

«Недостаточно опытные люди, впадая в сомнение, думают, что они будто бы становятся неверующими и от этого весьма мучаются.

Непонятность для нас чего-либо или непостижимость – не есть еще небытие.
Нам хочется освободиться и от этого состояния. Как же это достигается? – Различными способами: опыт подвижников указал нам несколько путей.

Во-первых, не берись даже! И – вот почему. Помня очень ясно, что сомнения происходят не от ума, не от нашей воли и что они (это – ясно) стоят пред совершенно непостижимыми для ума предметами, – и не трать напрасных, бесполезных усилий: они – невозможны! Это было бы подобно тому, как если кому захотелось бы “понять”, например, конечность или бесконечность пространства и времени; или – поднять себя самого за волосы; или – рукою снять с неба звезду и т. п.

Во-вторых, не обращай на сомнение внимания; или, как опытные люди говорят – “пренебрегай” такими искушениями (страха). Из житий обычно приводится в пример такой случай. В одном монастыре был неопытный, но пугливый послушник. На него напали “хульные” (их так называют) помыслы неверия. Он так был испуган, что не осмелился даже объявить об этом своему старцу или игумену, опасаясь, что его за это выгонят из монастыря. Старец, видя печальное его лицо, спрашивает, что с ним. – Но послушник лицемерно отвечает: “Ничего, хорошо”.

Через некоторое время тот опять спрашивает: в чем причина? Послушник снова скрывает, что у него на душе. Старец спрашивает его в третий раз и велит ему открыть свою душу.

Тогда послушник со страхом падает ему в ноги и рассказывает свое долговременное мучение. Старец велит ему раскрыть на груди одежду. Раскрыл.

– “Стань против ветра!” – Он стал.
– Ты можешь запретить ветру прикасаться к груди твоей?
– Нет!
– Так знай: и мы не можем запретить злому духу к душе нашей! – И послушник успокоился; между тем доселе он мучился несколько лет.

В этом случае мы упомянули уже и о лукавом (о чем будет речь еще дальше), но сейчас нам важно наставление отцов: не обращать внимания на эти пугающие чувства и мысли.

Если же и это не успокоит нас, то отцы советуют помолиться, просить Божьей помощи. И хотя в этом и великая сила, но иногда, по особому Промыслу Божию, и молитва не действует сразу.

Большею же частью скорое обращение с молитвой к Богу – хотя бы с краткой, мгновенной просьбой, или – с одним словом “Господи”, тотчас возвращает мир. Если же он еще не водворяется в сердце, то – по какому-либо особому Божественному промышлению; и тогда нам следует терпеть эту тугу, пока она не пройдет или же не вскроется какая-либо особая цель этого.
Нам важно знать, что не только мы пытаемся научиться верить, но и светлый духовный мир старается нас этому научить именно путём обоженья, стяжания благодати.

Обыкновенно вера – даёт душе нашей мир, радость; а неверие – беспокойство, тоску, муку. И о. Иоанн Кронштадтский такой мир считал ясным свидетельством бытия и действия на нас Бога. Так же думаем и мы: кто переживал, хоть недолго, состояние неверия, знает это по опыту».

Игумен Никон Воробьев: «Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему жить по воле Его (т. е. по совести, заповедям) – обязательно будет дано уверовать или даже больше: опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира. Так говорит и Иисус Христос: Ищите царствия Божия, и все (необходимое для материальной жизни) приложится вам. Много примеров, да и моя личная жизнь – доказательство этому. К сожалению, нельзя убедить другого без его  собственного желания и труда».

Причём, как правило, кроткий Господь укрепляет людей малыми событиями, которые в это момент имеют для человека большое значение.

Приведу пример. Живёт на свете православная женщина-библиотекарь и воспитывает маленького внука. За три дня до зарплаты у неё закончились деньги и вся еда в холодильнике. Она не знала, что ей делать и чем кормить сына. И вдруг звонок в дверь – стоит соседка с кастрюлей пирожков и говорит: «Вот после дня рождения остались, а девать некуда. Может, ты доешь?»

Христианство есть живая жизнь в Боге и с Богом. Человек же постигает Творца постепенно.

Святой Исаак Сирин говорит, что «Бог открывается по силе жития». Святые и праведники всю жизнь отдавали Всевышнему, и поэтому Он много вселялся в них, освящал их, а они, живя Им и ощущая Его, могли о Нём проповедовать.

У любого человека, даже святого, бывают минуты и часы уныния и неверия, или, лучше сказать, неощущения Бога. Эти часы зовутся богооставленностью, и они очень тяжелы. Знал их и святой Василий. По мысли святых Варсонофия и Иоанна, демоны очень злятся на живущих для Бога и крадут у них из сердца веру. Но потом Бог снова приходит в жизнь человека. Эти тяжелые часы ненадолго.

Святой Иоанн Кронштадтский наставляет, что мы в это время должны помнить: если вера пресеклась в нас, то она сияет в миллионах сильных христиан. Если мы не ощущаем Бога, это не значит, что миллионы христиан Его сейчас не ощущают. Мы в это время должны положиться на их живое ощущение Бога. Оно было и у нас, мы можем его вспомнить, хотя в эти моменты это и трудно. Дело в том, что душа, пребывая во мраке, не помнит, как ей было во свете. И наоборот.

Нужно не вступать в противоречие с мыслями неверия и сомнения, так как они от врага, но читать в это время жизнеописания современных подвижников.

Святой Исаак Сирин, которому тоже было знакомо такое состояние, советует упасть на колени и склонив лицо к полу с тихим (не громким) криком обращаться к Богу до тех пор, пока Он не избавит от чёрной тучи неверия.

В любом случае избавление рядом с нами. По слову святого Иоанна Кронштадтского, бывают в жизни христианина часы безверия и уныния, когда в душе нет ощущения присутствия Бога, но скоро Господь опять возрадует эту душу. Он рядом, однако даёт нам возможность побороться с Его врагом и выстоять.

Вера есть ощущение духовной реальности, с которой до нас соприкоснулись сотни миллионов людей. Мы можем полагаться на их опыт. И просить святых на небе и праведников на земле, чтобы они в это время молились о нас.

Очень помогает в таких ситуациях и крестное знамение.

Святой Исаак Сирин: «Прежде искушений человек молится Богу словно некто чужой. Когда же впадает в искушения по любви к Богу и не позволяет себе уклониться, тогда Бог становится как бы его должником и считает его Своим другом, потому что во исполнение воли Божией он вел борьбу с врагом Бога и победил его. Вот что значит сказанное: Молитесь, чтобы не впасть в искушение. И опять, молись, чтобы в страшное диавольское искушение не впасть тебе из-за твоей гордости, но за любовь твою к Богу да содействует тебе сила Божия и посредством тебя да победит врагов своих. Молись, чтобы в эти искушения не впасть тебе из-за порочности помыслов и дел твоих, но да искусится любовь твоя к Богу, и да прославится сила Его в терпении твоем».

После этих тяжких часов человек становится ещё ближе к Богу. Человек ощущает, что мог потерять самое драгоценное, живую связь с Ним, но не потерял, и выстоял, и снова ощущает Божий свет.

Важно также помнить, что подобное испытание случается со всеми христианами, имеющими живую веру. Именно на неё и нападает враг, стараясь исторгнуть её из сердца. Но ему удаётся только закрыть сердце некой чёрной тучей и мучением, временно и частично отрезать его от ощущения Бога, то есть от живой и зрячей веры. По тому, как человеку тяжело в эти минуты, мы и узнаём, что это именно враг к нам подошел и мучает нас. Это – наша битва за любимого Бога, и Он победит в ней. Такие состояния не попускаются Богом надолго. За тучей придёт и благодать, и живое ощущение Творца. Так мы ещё раз узнаём, как хорошо быть с Богом и как плохо с Его врагом.

Святой Иоанн Кронштадтский: «При неверии чему-нибудь истинному, святому ум обыкновенно затмевается, сердце неверное поражается страхом и теснотою, а при искренней вере – ощущает радость, спокойствие, широту или расширение в себе жизни, так что и ум делается светлым и далеко зрящим. Не явно ли истина торжествует над безумием сердца? Не явно ли сердце лживо? Да, страдания сердца при неверии во что-либо истинное, святое есть верный признак истины того, во что оно не верует».

Мучение, сопровождающее мысли неверия, само по себе и есть доказательство ложности неверия. Этот факт утешает сердце.

Святой Иоанн Кронштадтский советует, насколько возможно, не обращать внимания на мрак, но молиться Богу, зная, что всё это скоро пройдёт.

По мысли отцов и по нашему опыту, в подобных состояниях может быть и наша вина. Например, такое мрачное обстояние попускается Богом за гордость сердца или за вражду против кого-то. Имеются в виду вражда нераскаянная и гордость, в которых человек желает пребывать. Часто случается, что ни эту гордость, ни эту вражду человек не заметил бы, если бы не мучающее сердце тяжелое состояние. Стоит только покаяться и попытаться смириться или простить своего врага, как туча, обступившая сердце, начинает рассеиваться. По этой причине святой Исаак Сирин советует в подобных состояниях человеку убегать в смирение. Но и прощение тоже очень помогает.
Поэтому, когда находит туча неверия и сердечной муки, нужно говорить Господу о том, где и как ты согрешил непрощением и гордостью. Господь за покаяние избавит нас от сердечной тяжести. По мере смирения и прощения отступает и враг, и его мрак. И это то, что мы пережили на опыте.

«Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели...» (Ин. 3: 11).

До нас сотни миллионов людей уже встретили Бога в своей жизни, общались с Ним, жили Им.

Святой Силуан Афонский: «Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и сестрами».

В сомнении мы всегда можем положиться на опыт сотен миллионов святых и праведников, которые познали Бога, и поэтому даже сомневаясь нужно не бояться, а молиться.

Эту историю рассказала Лена Редкокаша, которая вела в пятом классе уроки христианской этики. Во время занятия одна девочка сказала ей: «Я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её почему, и девочка рассказала, что однажды родители ушли куда-то в гости оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Девочка очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся».
И свет тотчас зажёгся.

Святой Силуан Афонский: «Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: “Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою”. И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит. Но не надо говорить: “Если Ты есть, то накажи меня”, потому что, если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние».

Всё это ещё раз показывает, что мы драгоценны для Господа, любимы Богородицей и святыми, и они все помогают нам, чтоб на нас исполнилось желание Божие, о котором святой Максим Исповедник сказал: «Бог непрестанно хочет вочеловечиться в нас».

Апостолы просили у Христа: «Умножь в нас веру». И Сам Христос говорит: «Просите, и дано будет вам». Конечно, когда мы просим, чтобы Господь укрепил нас в вере, Он не откажет, как говорит святой Иоанн Златоуст: «Невозможно, чтобы тот, кто искал чистоты или любви или веры не нашёл её».

Святой Силуан Афонский: «Ты спросишь: “Но как можно знать Бога?” А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле».

То есть для обретения зрячей веры человеку необходимо стяжать благодать. Рассмотрим теперь, как это можно сделать.

Есть несколько способов почувствовать Бога:

1. Молиться с вниманием к словам молитвы.
2. Смотреть на икону, которая вам нравится.
3. Сделать кому-то что-то хорошее (добрые дела).
4. Участие в Таинствах Церкви.
5. Пережить страдание.

Может ли тот, кто не чувствует Бога или имеет очень слабое чувство, твёрдо надеяться, что если он ищет, то придёт к живой вере? Может. И уверенность эта основана на том, что мы Творцу нужны задолго до того, как начали Его искать, и Он Сам хочет войти в нашу жизнь, чтобы стать её светом и содержанием. Как бы ни было трудно нам на пути обретения веры, мы всегда можем положиться на слова Христовы: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».

Артём Перлик

Теги

Социальные комментарии Cackle