От эстрадной музыки — до молитвенной тишины. Беседа с митрополитом Антонием (Паканичем)

О главных “музыкальных фонах” для верующего человека, об уместных в храме музыкальных композициях. О том, какую музыку пристало слушать христианам, и если “сердце просит” — слушать ли его? О том, какую музыку предпочитает слушать Управделами Украинской Православной Церкви, и что поют в его семье. Об этом в рамках проекта «Беседы о церковной культуре» —  в интервью Управделами УПЦ митрополита Антония (Паканича).

У людей церковных внутренняя жизнь наполнена молитвой и Таинствами, поэтому не нуждаются в «музыкальных фонах»

— Огромное влияние на человека оказывает музыка. Современный человек вообще почти всегда окружен фоновой музыкой. Какой “музыкальный фон” должен сопровождать верующего человека? Есть мнение, что верующему человеку пристало слушать только церковные песнопения и классику, насколько оправданно это мнение?
— «Музыкальный фон» нужен людям, которые не живут духовной жизнью, чтобы перекрыть внутреннюю пустоту. У людей церковных внутренняя жизнь наполнена молитвой и Таинствами, поэтому они не нуждаются в каких-либо «фонах». Хотя, конечно, и верующим ничто человеческое не чуждо. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что когда боголюбивые души слушают даже светскую музыку, она возвышает их дух к Богу.
Когда слушаешь прекрасные музыкальные произведения, то всегда удивляешься – как в душе человека может вмещаться такая глубина и рождаться такая красота? И ответ, конечно, прост. Способность творить – это одно из проявлений образа и подобия Божия в человеке. Без сомнения, люди, которых Бог наградил талантом писать музыку или стихи, являются “проводниками” Божественной красоты и гармонии. Наверное, поэтому Андрей Тарковский сказал, что художники существуют лишь потому, что мир несовершенен. Человек нуждается в красоте, он ищет гармонию потерянного рая и находит ее в искусстве, которое облагораживает, одухотворяет нашу жизнь.

Кто не способен почувствовать красоту души, выраженную в музыке, поэзии или живописи, вряд ли может чувствовать жизнь духа

Восходя к Богу, каждый человек проходит три этапа – плотской, душевной и духовной жизни. Искусство – это этап созидания душевного человека, на этом пути от грубой плотской жизни к светоносной духовной нам никак невозможно обойти этап душевности. Эта переходная ступень, необходимая человеку для смягчения нрава и постижения красоты мира, является обязательной в духовном росте. Тот, кто не способен почувствовать красоту души, выраженную в музыке, поэзии, литературе или живописи, навряд ли сможет чувствовать жизнь духа.
Всех святых подвижников отличало непреодолимое тяготение к прекрасному. Именно поэтому они выбирали красивые, живописные места для своих подвигов. А некоторые оптинские старцы даже играли на скрипке. Трудно представить себе верующего человека, в котором красивая музыка не вызывает никаких эмоций. Кроме того, несомненное свойство музыки – успокаивать сердце человека. Из Священного Писания мы знаем, что святой пророк Давид играл на гуслях. Будучи отроком, он музицировал для Саула, которому после этого становилось лучше, и злой дух отступал от него.

В пост главная — молитвенная тишина. Но в минуты душевной потребности можно слушать ту музыку, которую просит сердце

Конечно, в пост, в периоды говения — желательно воздержаться от слушания любой музыки, ведь молитва и внутренняя сосредоточенность возможны только в тишине. Проще говоря, всему свое время. Для человека, которой прошел этап душевности, и уже начинает духовную жизнь, прежние радости теряют свою остроту и актуальность. Для него предпочтительнее становится молитвенная тишина и внутренняя безмятежность, музыка может мешать, отвлекать от внутреннего делания. Впрочем, в минуты душевной потребности можно и нужно слушать ту музыку, которую просит сердце.

То, что нравилось в юности, может показаться глупым и пустым, а по мере воцерковления человек вообще начинает смотреть на мир в ином свете

— Есть ли музыкальные жанры — категорически неприемлемые для верующего, или “чистому все чисто”?
— Это каждый решает для себя сам, в меру своего духовного опыта. Если некая мелодия кажется человеку красивой и не вызывает отторжения, то нет никаких преград чтобы ее слушать. Другое дело, что наши вкусы со временем меняются сообразно внутреннему развитию и возрасту. То, что нравилось в юности, сейчас покажется глупым и пустым, а по мере воцерковления человек вообще начинает смотреть на мир в ином свете и по-другому воспринимает прежние увлечения. Вкусы меняются, запросы становятся более высокими и человеку уже недостаточно просто развлечения, он ищет смысл и глубину. Поэтому страстная музыка, провоцирующая греховные эмоции и переживания, либо просто бессмысленные песни, уже могут не вызывать симпатии.

Какими бы ни были песнопения, сопровождающие богослужение, они являют ту высшую красоту и гармонию, которые открывают человеку путь к Богу

— Что до церковной музыки. Порой приходится слышать, что только древние византийские песнопения либо столповой распев уместны в храме, а церковная музыка эпохи барокко и позднейших эпох якобы излишне восторженная, эмоциональная, так ли это?
— Разнообразие различных направлений и певческих традиций раскрывают нам безмерное пространство христианской культуры. Лично мне ближе сердцу древнерусское пение, в котором выражен духовный опыт многих поколений подвижников благочестия. В церковной музыке эпохи барокко, действительно, есть некая излишняя эмоциональность, но и она по-своему прекрасна и вполне способна пробудить в душе человека положительные чувства.
Каждый может найти то, что лично ему ближе. Кто-то любит в богослужениях византийскую пышность и торжественность, кто-то — простоту и молитвенную сосредоточенность. Но для всех в одинаковой мере церковная культура является лестницей восхождения на вершины духа, выразительницей живого опыта Церкви. Какими бы ни были песнопения и композиции, сопровождающие богослужение, они, во всем своем разнообразии, являют ту высшую красоту и гармонию, которые открывают человеку путь к Богу.

В нашей семье поют по сей день. Когда мы собираемся, обязательно поем украинские народные песни, духовные канты и гимны

— Как близко Вы знакомы с украинской народной песенной культурой? Пели ли у Вас в семье?
— В нашей семье поют по сей день. У моей мамы очень красивый голос. Когда мы собираемся за большим столом, то обязательно поем украинские народные песни, духовные канты и гимны. Рождество никогда не обходится без колядок, и мои родители не только с удовольствием слушают колядников, но и сами поют с великой радостью.

Особенно люблю произведения Моцарта. Что касается современной “эстрадной” музыки — наблюдаю засилье безвкусицы, а порой и пошлости

— Какую музыку предпочитаете Вы сами, и есть ли у Управляющего делами УПЦ время на музыку?
— Времени, действительно, не хватает. В редкие минуты отдыха с удовольствием слушаю классическую музыку. Особенно люблю произведения Моцарта. Бывает, что в дороге слушаю песни иеромонаха Романа (Матюшина), песни-притчи Светланы Копыловой и других церковных авторов.
Что касается современной светской музыки, как раньше говорили – “эстрадной” – то я, на данный момент, не нахожу в ней ничего привлекательного. К сожалению, в этой сфере сейчас наблюдается засилье безвкусицы, а порой и пошлости. Хотя, меня радует, что при этом есть современные талантливые авторы, которые не опустились до уровня поп-культуры и пишут хорошие песни о том, что по-настоящему волнует душу человека. Уверен, что талант и призвание рано или поздно победят банальность и бездарность. По крайней мере, время расставит все по своим местам.

Опубликовано: вт, 10/03/2015 - 10:50

Статистика

Всего просмотров 566
Социальные комментарии Cackle