Три главных завета афонских старцев

Святая Гора Афон – место подвигов святых подвижников, оставивших все земные попечения и посвятившие свою жизнь единственному деланию – познанию Бога, единению со своим Творцом.

Некоторым из них были открыто то, что сокрыто от глаз и понимания большинства людей. Бесценный опыт святых скрупулезно собирался по крупицам на протяжении всей истории существования Святой Горы.

Редакция портала попросила митрополита Антония (Паканича), который только что вернулся со Святой Горы, поделиться личными  впечатлениями об Афоне, общении со святогорцами и рассказать о главном, что завещают афонские старцы тем, кто ищет свой путь к Богопознанию.

Кому не поможет Афон

– Милостью Божией  мне неоднократно довелось посещать Святую Гору Афон, где я действительно имел уникальную возможность общаться с афонскими подвижниками (некоторые их них уже почили), соприкоснуться с их жизнью, участвовать в богослужениях, братских молитвах.

Это незабываемый и драгоценный опыт, который поддерживает в трудную минуту, укрепляет.

Неоднократно возвращаюсь к услышанному на Святой Горе, также  храню в сердце слова многих афонских подвижников.

Абсолютно уверен, что нахождение на Святой Горе Афон само по себе ничего не даст, если не будет настроя нести этот дух дальше, укрепляться в нем.

Преподобный Силуан Афонский, подвизавшийся на Афоне в конце XIX – начале XX в., говорил, что если плодом созерцания «по возвращении» (из духовного состояния, Богосозерцания) явились гордость и безразличие к судьбам мира и человека, то, несомненно, таковое было ложным. Итак, истинность или обман созерцания познается по плодам его.

Если мы отвлекаемся от своих обязанностей, пренебрегаем интересами ближнего, то Афон нам не поможет.

Встретить Бога

Находясь на Афоне, глядя на ритм жизни насельников, на распорядок их дня, устройство, во всей полноте понимаешь слова Екклесиаста: «Суета сует, – все суета!»

Мы суетимся в миру, каждый что-то делает в меру своих способностей и талантов. Иногда нам кажется, что мы, возможно, совершаем очень важные исторические поступки, но в глазах Божиих все это – лишь суета, которая зачастую вообще не имеет никакого отношения к тому, ради чего мы родились на этой земле.

Человек приходит в этот мир только ради одного – чтобы встретиться с Богом. Если такая встреча не происходит на этой земле, в этой жизни, то, как свидетельствуют и святые афонские отцы, не случится она и после смерти, в жизни вечной, и человек не сможет найти Творца в инобытии.  

Где Бог и как Его встретить? Многие приезжают на Афон именно с этими вопросами и с надеждой встречи.

На Афоне помогают понять, что так думать могут только те люди, которые лишь внешне являются христианами.

Истинная вера изначально предполагает встречу с Господом, это обязательное условие. Если нет такой встречи, смысл человеческой жизни сводится к нулю. Ради чего жить, если нет вечности, а вечность может быть только тогда, когда в жизни есть Бог и когда Он именно через  нашу жизнь проявляется в мире.

И одно из Его проявлений – это истинная любовь. Именно истинная любовь, по слову афонского старца Порфирия, вдохновляет нас на жертвы ради ближнего и Бога.

Открыть Богу свое сердце

Не менее важно познавать Всевышнего и открыть Ему свое сердце. Познанию Триипостасного Божества святогорцы посвящают всю свою земную жизнь, опытно подтверждая незыблемую аксиому: сухие теоретические изыскания на этом пути бесплодны. Как бы человек ни старался, какие бы ни писал на эту тему диссертации, какие бы не проводил научные исследования, рационально, исключительно одним только разумом, Бога постичь невозможно. 

В то же время Творец настолько близок к человеку, что мы порой этого недооцениваем. Господь ближе к каждому из нас, чем нам кажется, и путь к Нему не такой уж и длинный – Бог в нас самих.

Порой кажется, что на Афоне этот путь в разы сокращается, и ты вот-вот что-то поймешь, что-то постигнешь. Аскетические подвиги монахов, пост, продолжительные молитвенные стояния, келейная неусыпная молитва, послушание и мудрое наставничество, благоухание красоты во всем на Афоне, утончает  душевные настройки, укрепляет духовную связь со своим Творцом, ты забываешь обо всем на свете и открываешься Богу.

Для того чтобы Господь открылся человеку и человек был способен принять откровение Божие, мы должны следовать заповедям своего Создателя и хоть немного отвлечься от самих себя.

Нужно вступить в открытую борьбу со своими греховными привычками, которым поклоняемся и которые стали частью нашей жизни, стяжать любовь, мирный дух и смирение.

Сохранившиеся письма преподобного Силуана Афонского как раз показывают, что Господа можно познать только смиренным и сокрушенным сердцем.

Старец был человеком  почти безграмотным, но его слова открывали глубину познания Бога и истины. Святой неоднократно повторял в своих записях, что Господь и Его любовь познаются только Духом Святым, а Дух Святый – это дух кротости и смирения, воздержания и целомудрия, сострадания и любви к врагам. 

Наша задача – оказаться среди тех, кто смог принять тайну Боговоплощения. Эта тайна не познаваема до конца. Но она – реальность, дающая надежду на жизнь вечную. Живущему этой надеждой открываются великие тайны Богопознания и даются неиссякаемые силы «быть служителем Иисуса Христа… и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение… будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим. 15:16).  

Искать Царствия Небесного

Видя жизнь афонских насельников, читая их жития, воспоминания современников, христианская душа не может не восхищаться счастьем святых постников и пустынников, которые уже здесь, на земле, жили жизнью неземной.

Для них не страшны были ни голод, ни холод, ни жара, ни боязнь одиночества, ни насмешки мира, потому что они предвкусили это блаженство Царствия Небесного, которое есть внутри каждого человека (Лк. 17:21). Но это блаженство еще не полное. Апостол Павел, который был восхищен в рай еще при жизни, говорил, что то блаженство, которое уготовал Бог в Царствии Небесном любящим Его, столь велико, что никакой человек не видал и не слыхал и никогда не мог вообразить себе, и поэтому это нельзя объяснить никаким языком (2 Кор. 12:2–4; 1 Кор. 2:9).

Мы же очень часто ищем временного, а вечное оставляем: трудимся для пустого, пренебрегаем истинным и существенным, заботимся о получении благ земных и не думаем о небесных. Как часто для пустых удовольствий мы прилагаем огромные усилия, не жалеем ни денег, ни здоровья, а для Царствия Небесного не хотим и пальцем пошевелить. Для пустых прихотей сносим недостатки и даже оскорбления, а для Царствия Небесного не желаем ничем пожертвовать. И сколько отговорок у нас, сколько извинений в том, что не стремимся заботиться о Царствии Небесном.

У многих есть страх, что если заботиться только о Небесном, они все потеряют в земной жизни: деньги, статус, почет. Но Господь не говорит, что нужно оставить все житейские попечения и всем уйти в пустыню, не запрещает искать земного счастья. Важно лишь, чтобы главной нашей заботой было приобретение Царствия Небесного. Спаситель призывает: «Ищите же прежде Царства Божия… и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Если мы будем вспоминать о своей смерти как можно чаще, тогда, возможно, наша жизнь пойдет иначе, переменится к лучшему. Память смертная воспитывает не животный страх, а желание быть с Богом.

И Афон помогает сделать главный выбор и самоопределиться: жить со Христом или без Него.

Записала Наталья Горошкова

Фото митрополита Антония (Паканича)

Социальные комментарии Cackle