Исполняем ли мы повеление Священного Писания?

Беседа на апостольское чтение второй Недели по Пасхе.

Апостольское зачало второй Недели по Пасхе рассказывает нам о том, как апостолы были арестованы за проповедь Евангелия, но чудесным образом освободились от уз. «Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян. 5:19–20).

Кому адресованы ангельские слова «идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни»? Понятно, что апостолам, скажет кто-нибудь. Да, две тысячи лет назад Ангел сказал об этом апостолам. Но апостолы уже исполнили ангельское повеление, отошли в мир иной и получают награду за свой труд. Когда же мы сегодня читаем данные стихи в церковном собрании, они обращены к нам. Нам еще предстоит совершить то, что уже сделали апостолы, – благовествовать Святое Евангелие. Христос извлек нас из тюрьмы греха, чтобы мы изменили свою жизнь согласно Евангелию и засвидетельствовали истинность Евангелия миру – делом и словом. «Говорите народу все сии слова жизни», – обращается Господь к христианам всех времен и народов, приказывая поделиться с другими людьми главным сокровищем нашей жизни – верою Христовой.

Исполняем ли мы повеление Священного Писания? Если посмотреть под этим углом на нашу церковную жизнь, можно увидеть странности, не только несовместимые с миссионерским духом Православия, но и непонятные даже с точки зрения здравого смысла. В город, в котором работают семинария и академия, духовно-культурные центры, проводятся разные богословско-катехизаторские курсы; в город, где более сотни храмов, множество священников, монахов, благочестивых мирян, приезжает какой-нибудь чернокожий проповедник-харизмат и собирает десятитысячный стадион. Что это и как это понять? Или, скажем, устраивается сходка адвентистов – и их оказываются тысячи, десятки тысяч, и народ идет к ним.

Они что, заматеревшие грешники, какие-то отъявленные беззаконники, злостные еретики, яростные противники Православия? Или, может, это иностранцы? Нет – это наши люди, крещенные в наших храмах; обычные люди, перед которыми просто не открыли Библию, не объяснили веру, не позвали учиться в Церкви. Это те, о которых забыли крестные, не заботясь о их воцерковлении, ибо сами не воцерковлены. Это те, с которыми не поговорил приходской катехизатор – потому что у нас почти нет приходских катехизаторов. Это те, кто желал качественного объяснения слова Божьего, но вместо грамотного толкования встретил в нашей воскресной школе «просмотр православных фильмов» и «чаепития». Это, как правило, те, кто делал попытку войти в Церковь, но по каким-то причинам не остался в ней.

Да, дело в личном выборе, который человек совершает в глубине своего сердца. Но я не верю в то, что мы с вами такие хорошие и чуткие в восприятии истины и поэтому оказались в истинной Церкви, а они такие грешные и бесчувственные и потому оказались в секте. Скорее, их ситуация и наша отличаются только тем, что с нами кто-то поговорил, книжку дал, объяснил, позвал или же мы встретили на своем жизненном пути хорошего проповедника или священника. Нас кто-то ввел в Святую Церковь, а их кто-то привел в секту – вот и все.

Самое плохое, что мы большей частью равнодушны к тому, что наши родные и знакомые духовно погибают. Идешь рано утром на работу – а возле каждой станции метро уже стоят иеговисты, эти современные лжеапостолы, и преспокойно собирают урожай человеческих душ. Это все равно, что на улице стоял бы человек с оружием и каждый час убивал бы несколько человек. И это убийство тела, а тоталитарная секта навечно губит душу. Но представьте на минуту, что к иеговистам постоянно подходили бы подготовленные православные люди с Писанием в руках и пристыжали бы их, подкрепляя свои слова библейскими цитатами. Уверен, что сектанты со временем сами разбежались бы. Но где же они, эти подготовленные православные люди? Почему-то никого не тревожит, что святое Имя Божие унижается лжеапостолами, которые не веруют во Христа как в Бога. Что это? Безразличие, которое в основе имеет отсутствие любви. Если любишь что-то, будешь за это драться. Если тебе все равно, равнодушно пройдешь мимо. Как правило, в большинстве случаев так и бывает.

Именно наше равнодушие и пугает более всего. И здесь, прежде всего, недоумение о мужчинах, потому что защита веры, проповедь, богословская грамотность в основном мужское дело. Женщины  у нас прекрасные – они молятся, ходят в храм, воспитывают детей, ведут хозяйство. А с мужчинами явная проблема – мужики являют себя мужиками только тогда, когда деньги зарабатывают, водку пьют, на войну ходят, детей зачинают. Простите, а защита веры, проповедь, богословие – кто этим будет заниматься? Мы дождемся того, что женщины и сюда зайдут, и Бог поставит их писать богословские книжки, учить и благовествовать. И они уже это делают – в посрамление нам, мужчинам. Попробуйте, к примеру, найти сегодня школьного или университетского преподавателя мужского пола. Их очень мало и становится все меньше – хотя учить призван прежде всего мужчина. Современные мужчины деградируют, тупеют и все более отдаляются от умственного и духовного труда – и это нигде не заметно так, как в оскудении миссионерства и нежелании мужчин учиться в Церкви.

«Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни», – приказывает нам апостол. Поймем эту цитату не только как призыв к храмовой проповеди, но как повеление благовествовать в мире, который и есть храм, созданный Богом. Церковь должна говорить о вере, а Церковь – это мы. Пребывание в Церкви – не только принятие благодатных подарков, но полная самоотдача, духовный и умственный труд, научение, благовестие. И если мы считаем себя церковными людьми, тема проповеди и защиты своей веры не может пройти мимо нас.

Сергей Комаров

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle