Можно ли в день памяти Севастийских мучеников печь «жаворонков» и сажать картошку?

22 марта по новому стилю Православная Церковь празднует день памяти святых сорока мучеников Севастийских. В околоцерковных кругах с этим днем связано множество суеверий и примет.

Часто можно услышать известную православную поговорку: «В церкви есть прихожане и захожане». Попробуем с Божьей помощью разобраться, чем отличается ПРИхожанин от ЗАхожанина…

Прихожанин приходит в храм, чтобы ПРИЙТИ ко Христу, чтобы его душа обрела Бога, нашла путь к Нему. Вот главная цель такого человека. И это великолепно, правильно и истинно. Именно этого ждет от нас Господь Иисус Христос.

Захожанин же заходит в храм не для того, чтобы обрести Бога и соединиться с Ним, но чтобы решить свои насущные материально-бытовые вопросы. Бог нужен ему не Сам по Себе, не как источник жизни и самоцель бытия, не как возлюбленный Отец, но как некий механизм, который исполняет вполне конкретные земные желания человека. У захожанина с Богом торгово-экономические отношения, как в магазине: свечечку поставил, сорокоуст заказал, молебен отслужил, теперь жду, когда исполнится желаемое и просимое.

Захожанин часто не нуждается в Православии как в единственно спасительной истине. С одинаковым вожделевательным целеустремлением он бы пошел и в католический храм, и в мечеть, и в буддийскую пагоду. Кстати говоря, часто так и происходит. Человек в православном храме ставит свечи, потом едет к бабке, покупает японские нэцке «толстопузиков» – божков удачи, затем еще в зодиакальном и восточном гороскопе посмотрит, «благоприятствуют» ли ему звезды и совместим ли его характер с характером того человека, от которого зависит получение желаемого.

Именно такой малохристианский полуязыческий менталитет порождает псевдоправославную фантастику, в которой святых мучеников Маккавеев пытаются превратить в какого-то мифического «Маковия», в Рождественский сочельник на столе должны быть обязательно 12 блюд,  а 7 июля празднуется у захожанина не Рождество святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а «Рождество Ивана Купалы», на сорок святых нужно сажать картошку, потому что будет хороший урожай, и ждать, когда аист принесет в дом младенчика, и обязательно печь «жаворонков» из теста. Главное – это сделать. В храм можно не идти на полиелей и Литургию Преждеосвященных Даров, но картошку посадить в этот день и «жаворонка» испечь обязательно!

Недавно услышал хорошую шутку… В нынешнем году в связи с тем, что день памяти сорока мучеников Севастийских припал на среду, служба им перенеслась на вторник. Один человек сказал (в шутку, конечно): «А знают ли аисты о том, что служба перенеслась? А то еще ошибутся и принесут детей не в тот день».

Все это смешно, если бы не было так грустно…

…Начало IV века. Провинция Севастия в малой Армении (ныне территория в центральной Турции). Правитель Ликиний развязывает войну со своим западным соседом – святым равноапостольным императором Константином, поддерживающим христианство. Боясь, что армия его ослабнет в результате подрывной деятельности христиан, Ликиний начинает «чистку» в ее рядах: казнит всех верующих во Христа. В севастийском подразделении армии находился отряд из сорока воинов-каппадокийцев. Каппадокия – степная область в восточной части полуострова Малой Азии. Она была родиной не только прекрасных коней (именно так переводится с персидского название «Каппадокия»), но и сорока мучеников, а также и великих святых, учителей Церкви, выдающихся богословов святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского. Они родятся спустя несколько десятилетий после казни Севастийских мучеников. И кто знает, быть может, и их подвиг в том числе призвал на землю Каппадокии Божье благословение и милость. Возможно, их подвиг вдохновил на «тесный путь ради Христа» святителей Василия Великого, его брата Григория Нисского и ближайшего друга Григория Богослова. По крайней мере, у святителя Василия Великого есть   проповедь, посвященная его землякам – Севастийским мученикам. Вот как в Церкви все взаимосвязано. Кровь мучеников воистину – семя христиан. На ней Церковь и стоит.

Севастийским мученикам перед казнью за отречение от Христа предлагали и положение в обществе, и материальные блага, и сохранение жизни, но они вменили все ни во что, пожелав соединиться с Богом. Как пишет о них святитель Василий Великий, цитируя ответ мучеников истязателям: «Для чего, богопротивник, уловляешь нас, предлагая нам эти блага, чтоб отпали мы от живого Бога и поработились погибельным демонам? Для чего столько даешь, сколько стараешься отнять? Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. Даешь деньги, но они здесь остаются. Делаешь известным царю, но отчуждаешь от Царя истинного. Что так скупо и так не много предлагаешь нам из мирского? Нами презрен и целый мир. С вожделенным для нас упованием нейдет и в сравнение видимое. Видишь это небо: как прекрасно смотреть на него, как оно величественно! Видишь землю: как она пространна и какие на ней чудеса! Ничто из этого не равняется блаженству праведных. Ибо это преходит, а наши блага пребывают. Желаю одного дара – венца правды; стремлюсь к одной славе – к славе в Царстве Небесном. Ревную о почести горней: боюсь мучения, но мучения в геенне».

Вот как мыслили и какой верой горели мученики Севастийские! Захожанин же молится к ним о картошке, не замечая сияющих Божественных венцов на их головах.

Будем же, братья и сестры, искать наипаче Того, Кого единодушно любили Севастийские мученики – искать Христа! Ведь, по слову святых отцов, жизнь христианина на земле также должна из себя представлять бескровное мученичество – борьбу со страстями и похотями, изменение себя через Таинства, через исповедь, через покаяние, чтобы жить не прахом земным, уподобляясь бессловесным животным, но ревнуя о горнем, о стяжании благодатных даров Духа Святого, о том прекрасном и сладчайшем Отечестве Небесном, которое уготовил для нас милосердный Господь Бог. Нужно только потрудиться для этого над душою своей, чтоб она не была дикой и пустынной целиной, но перепаханной Духом Божьим и усилием души человеческой плодородной почвой.

Святые мученики Севастийские, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Социальные комментарии Cackle