Храмовый смотритель против Иоанна Златоуста

Пемптусия

Правильней было бы нам озаглавить наш очерк так: “Лучше видеть, чем слышать”. Что же все-таки произошло? Конечно, смотритель храма сознательно не сделал ничего, что могло бы разгневать святого Иоанна. Однако нечто подобное все-таки имело место, хотя, быть может, смотритель и не имел таких намерений.

Это случилось в Антиохии, когда святой отец на одной из своих вечерних проповедей толковал Книгу Бытия. Народ, как обычно, был увлечен его речами. Порой проповеди длились дольше обычного. Так случилось и в тот день. Начало смеркаться. Что было делать храмовому смотрителю, как не зажечь светильники, чтобы слушатели могли видеть проповедника, а стенографисты записывать его слова? Сказано – сделано.

Смотритель взял подсвечник, поставил в него свечу и стал зажигать один светильник за другим. И хотя он выполнял свою работу тщательно и осторожно, он привлек внимание слушателей. Казалось, что аудитория Златоуста или по крайней мере какая-то ее часть стала наблюдать за смотрителем и более не обращала пристального внимания на проповедника. Иоанн Златоуст заметил невнимание слушателей, вызванное действиями смотрителя. Он резко прервал свою речь и громким голосом сказал: “Пробудитесь, проявите интерес! Я для вашей же пользы объясняю Священное Писание, а вы более не обращаете на меня внимания и наблюдаете за смотрителем, зажигающим светильники. Какое безразличие! Вы оставили меня и смотрите на него. Но и я зажигаю огонь, огонь, исходящий от Писания, и в моей проповеди горит свеча учения. И свет этот важнее. С его помощью мы не зажигаем масляные фитили, как смотритель, но просвещаем наши души, плодоносящие в благочестии и духе знания.

Некогда и Павел проповедовал в горнице. Конечно, не подумайте, что я сравниваю себя с Павлом. Я говорю это не потому, что лишился рассудка, но с тем, чтобы вы поняли, какое внимание должно проявлять к слушанию проповеди. Итак, однажды Павел проповедовал в горнице. Стемнело, как и сейчас, зажглись светильники. Вдруг юноша Евтих выпал из окна (Деян. 20:9). Однако падение его нисколько не рассеяло внимание слушателей, и смерть его не заставила их подняться со своих мест. Настолько они были поглощены слушанием слова Божьего, что даже не заметили, как один из них упал. Вы же, хотя и не стали свидетелями чего-то необычного, кроме как человека, исполняющего свои повседневным обязанности, обернулись и наблюдаете за ним.

Можно ли найти оправдание вашему проступку? Тем не менее, друзья мои, не сочтите мое порицание напрасным и чрезмерным. Я упрекаю вас не с враждебностью, но с желанием вам помочь. Что надежнее: раны, нанесенные друзьями, или сознательные поцелуи врагов? Прошу вас, сосредоточьте свое внимание на мне, забудьте про светильники и обратитесь к свету Святого Писания”.

Действительно, примечателен тот факт, насколько видимое оказывается сильнее слушаемого, даже, несмотря на то, что, с одной стороны, проповедует Иоанн Златоуст, а с другой – выполняется обычное действие.

И, тем не менее, мы благодарим стенографов, которые не отвлеклись на действия храмового смотрителя и добросовестно зафиксировали все слова святого Иоанна, в том числе и то, чтобы было им сказано в отступлении. Мы благодарим их, ведь они донесли до нас это происшествие, помогающее нам иначе понять ту эпоху и ее людей.

Илиас Вулгаракис

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Пемптусия

Социальные комментарии Cackle