О каких талантах говорит Христос?

Вечерняя Москва

Одним из штампов атеистических времен, до сих пор живущим в сознании многих людей, является представление о духовной жизни как об утонченном проведении времени вдали от суеты и повседневной рутины. Так, к «духовным» занятиям относят посещение театров, концертов, музеев, общение с интересными людьми и тому подобное. Схожее светское толкование закрепилось за евангельской притчей о талантах (Мф. 25, 14—30).

 

    

Зачастую талантом, в узком смысле, называют творческое дарование, а в более широком понимании — любую врожденную способность. «Человек редкого таланта», — нередко так характеризуют не только писателя или архитектора, но и бизнесмена, и футболиста. «Он потрясает своим талантом», — говорят об артисте, певце, художнике. Несомненно, все перечисленные дарования, как и прочие, даны человеку Богом.

Но давайте глубже вдумаемся в притчу о талантах. Какой духовный закон раскрывает она? Что хотел донести до нашего понимания Спаситель, когда ее рассказывал?

Рабы получили от господина, уехавшего в дальние страны, часть его богатства, а по его возвращении каждый из них дал отчет в использовании полученных средств. Двое из трех рабов принесли прибыль своему хозяину, за что получили награду. Третий же раб возвратил ровно столько, сколько ему было дано, и заслужил порицание.

За что же он подвергся осуждению? Ведь он не растратчик, не транжир, сумел все сохранить. Вернул свой талант без прибытка, но ведь и без ущерба! Но он получил весьма строгое наказание, следовательно, вина его велика.

Начнем с того, что таланты в данной притче — это не творческие способности, а нечто иное: духовная одаренность человека, которая заключается в его способности познавать своего Творца. Евангельский талант проявляется как горение души в познании истины, то самое богоискательство, которым хотя бы в малой мере, но наделен каждый человек. Людей абсолютно бесталанных нет. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), а для этого каждого наделяет талантом — стремлением к этому познанию, приводящему нас к спасению.

При этом внутреннее стремление к истине присутствует у людей в неодинаковой степени, и в притче говорится о разном количестве талантов, данных разным людям. Кто-то скажет, что это несправедливо. Но притча вовсе не о том, что у Бога есть «любимчики». Он любит каждое Свое творение.
Господин в притче наделял своих рабов талантами, учитывая их возможности с пользой распорядиться полученными средствами (один более оборотистый, другой не так ловок). Так и Господь, лично зная каждого человека: его происхождение, внешние условия жизни и душевную организацию, наделяет каждого из нас тем потенциалом духовного развития, который мы способны реализовать. По разъяснению святителя Московского Филарета (Дроздова), «благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку».

В конечном счете, большее или меньшее количество талантов у человека зависит от степени его любви к Богу и к окружающим его людям (ибо это неразрывно связано). Один готов всем пожертвовать ради Господа, как та евангельская вдова, которая отдала свои скудные средства в жертву Богу. Она сделала это из любви к Нему, даже не предполагая, что кто-то видит ее поступок и обратит на него внимание, — так мала была ее лепта по сравнению с тем, что приносили богачи. Но Господь, видящий все, сказал, что она положила больше всех. А кто-то, имея много, может жить по пословице: «на тебе, Боже, что нам негоже».

Господь, видящий сердце человека, всем дает разную меру таланта: нам, немощным, — одну, а например, преподобному Серафиму Саровскому — совсем другую. Тот, кто знаком с его житием, знает, что с юных лет все устремления великого подвижника были обращены к Единому Богу. Все свои духовные труды: подвиги, молитвы, добрые дела – он совершал только ради того, чтобы очистить свое сердце. И на этом пути познавал, какими страстями оно наполнено, какие ядовитые, отравляющие душу змеи притаились в самых сокровенных, неприметных глубинах сердечных, отдаляя его от Бога. Он стремился до дна исследовать свою душу, осознать всю ее немощь, чтобы многими трудами и слезами очистить свое сердце и приблизиться к возлюбленному Христу. Ведь только чистые сердцем Бога узрят.

Абсолютная Любовь, Любовь бескорыстная, жертвенная, направленная на всё и на всех, — это Сам Воплотившийся Бог, Господь наш Иисус Христос. Но и в человеке ответная сыновняя любовь к Богу и жертвенная, забывающая себя любовь к окружающим людям может гореть таким же сильным и ярким пламенем. О такой любви написал святой Исаак Сирин, раскрывая значение слов «милующее сердце», – «возгорение сердца у человека обо всем творении». Святой признает, что даже причиняемое подвижнику зло порождает в нем жалость не к себе, а к тому, кто ему вредит. Так что «от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью», и он молится обо всем творении «с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблении во всем Богу».

Занимаясь развитием исключительно интеллектуальных или творческих способностей, мы не можем достичь уподобления Христу. Только уделяя должное внимание запросам своего духа, стремящегося к Господу, очищая свое сердце и приуготовляя его в жилище Богу, человек обретает духовную прибыль — Царство Божие, а иначе его ожидает печальная участь ленивого раба из притчи о талантах.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Вечерняя Москва

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle