Когда плачет душа?

Не закостенеть, не заскорузнуть, не одеревенеть...

Ежеминутно с тупым упорством преодолевать свою косность. Схватив душу  в охапку, тащить ее изо всех сил к свету. Тащить, изнемогая от непрерывных пинков и побуждений.

Безостановочно двигать недвижимое. Себя. 

Земная юдоль. Юдоль плача. Душа рвется прочь.

«Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй…» (Псалом 83).

Лучше прожить один день с Тобой, чем тысячу без Тебя.

«Яко лучше день един во дво́рех Твоих паче тысящ».

***

Мы по уши увязли в равнодушии. И из этой безличной субстанции не так-то легко выбраться.

Огрубевшие и заскорузнувшие, мы разучились чувствовать и распознавать: грубостью заколачиваем чуткость, жестокостью добиваем доброту, тьмой запеленываем свет, скаредностью умерщвляем милость. Мы до того очерствели, что не слышим свою собственную душу, которая вопиет. Мы держим ее в черном теле, банально забываем о ней.

По сути: нам наплевать на душу. Иначе мир бы был другим.

– Не до тебя, и так тошно, – затыкаем ее впопыхах.

И снова раздаются слова пророка Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31:15).
Плач Рахили. Плач о душах.

Рахиль, праматерь колен Иосифа и Вениамина, любимая жена патриарха еврейского народа Иакова, оплакивала не только будущее плененного еврейского народа, насильно переселенного в Вавилон. Она жила задолго до Вавилонского пленения. Иеремия иносказательно говорит: если бы Рахиль восстала из гроба и увидела, что случилось с потомками, с их душами, она бы зарыдала.

Бесплодные, потерянные, мертвые души. 

Аллегорично: Рахиль сопереживала будущему состоянию людских душ.

***

Сегодня в тренде забота о своем здоровье.

Здоровое питание, спорт, йога – об этом нам круглосуточно вещают СМИ, при этом тычется в лицо кричащая реклама всяческих модных и полезных продуктов и средств. 

День удался, если ты поел полезной пищи, выпил хорошего винца, сделал пробежку или сходил в тренажерный зал  – в общем, качественно позаботился о себе.

Что же здесь плохого? Ведь так разумно жить, заботясь о себе. Жизнь ведь дается человеку один раз.

Получайте от жизни удовольствие, чувствуйте ее вкус, познавайте ее прелести, смакуйте ее. Тем более мантры нашего века старательно учат нас этому.

Однозначно: это достойная установка для последователей теории Дарвина.

Вот жаль, никто не рассказывает, что такое высший вкус жизни и кто его может прочувствовать.

Если мы лишим тело пищи, не будем о нем заботиться, оно истощится и будет болеть. А если мы не будем питать душу, что случится с ней? Да то же самое – души, необогащенные полезными познаниями и добрыми помыслами,  тощи, а также полны недугов, свидетельствующих о голодании и бесплодии.

***

Практически каждый человек изо дня в день лишает себя не менее насущного, чем пища для тела, отгоняя мысль, где-то глубоко внутри червоточащую, о чем-то более важном, чем все земные удовольствия. Безразлично отмахиваясь от нее: «Подождет!»

Успею еще подать копеечку сгорбленной маленькой бабушке, стоящей растерянно на многолюдной  улице и нерешительно протягивающей руку, тихо, почти шепотом, просящей милостыню. Видимо, только окончательная нужда заставила ее пойти на это.

Успею еще проведать пожилых родителей, ждущих моего звонка как манны небесной, успею попросить прощения, успею выполнить обещанное, успею прочесть правильные книги, успею простить. Успею…

Зато как мы спешим собирать долги. «Скорее бы!» Требуем выполнения обещаний, торопимся указать на ошибки, поставить человека на место, спешим заслужить одобрение и получить долгожданную награду. Спешим, опережая всех.

Жизнь кипит, но в разрезе с абсолютной реальностью. 

Мы не заботимся о том, ради чего живем. Безразличие сковало нашу волю. Мы живем по инерции, куда нас направят, туда и катимся.

Высший вкус жизни остается ненужным и непостижимым. Равнодушие расползается как болезнь. Душа – забыта и забита, как в футляре.

А ведь лишь миг – и останется от человека на земле одно воспоминанье.

И станет перед ним самый главный вопрос о его жизни. На грани бытия.

И меньше всего будет его интересовать здоровый образ жизни и правильное питание.

И вот только тогда душа будет услышана. Вся ее боль и печаль.

И тогда она заплачет. 

Наталья Горошкова

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle