Вне себя: искушение расчеловечиться

В прошлом году в кинопрокат вышел фильм под названием «Вне себя» с чрезвычайно громким слоганом: «У бессмертия есть побочные эффекты». Фильм этот, как и многие другие картины в подобном роде, раскрывает перед нами возможности и перспективы науки недалекого будущего. Однако «Вне себя» – практически единичный фильм, который говорит о подобных перспективах в исключительно отрицательном ключе.

Итак, обратимся к сюжету. Некий строительный магнат – пожилой миллиардер Демиан – умирает от рака и ему предлагают воспользоваться услугами одной секретной лаборатории, специализирующейся на генной инженерии. А услуга такова: за довольно большие деньги (250 миллионов долларов) его разум будет «пересажен» в другое, более молодое тело, которое якобы выращено в лабораторных условиях. В фильме данная процедура называется «шеддинг», то есть сброс, смена тела. Сделка заключена – и Демиан получает новое тело. Но однажды его начинают мучить странные галлюцинации, которые, как оказывается, связаны  с «новым» телом. Выясняется, что это новое тело – вовсе не новое: оно не было выращено «в пробирке», а принадлежало реальному человеку, бывшему солдату, который продал его, чтобы иметь возможность оплатить дорогостоящее лечение для своей маленькой дочери. И в своих видениях Демиан видит события из жизни именно того солдата, которому принадлежало тело. Сотрудники лаборатории предлагают Демиану таблетки. Они со временем подавят воспоминания «из прошлой жизни», и хозяин «нового» тела сможет наслаждаться беззаботной жизнью. Но, познакомившись с семьей «бывшего хозяина» своего нового тела, Демиан решает отказаться принимать предложенные лабораторией таблетки. В итоге – сознание мужчины постепенно угасает, уступая место в теле его «истинному владельцу».

Таким образом, данный фильм говорит нам о том, как достижения современной науки сулят вечную жизнь уже здесь, на земле, сильным мира сего за большие деньги, взамен на бессмертную душу. Человек оказывается перед выбором: продолжить жизнь  в новом молодом теле, якобы выращенном «в пробирке», но на самом деле принадлежащем какому-то человеку, а значит – отнять чью-то жизнь ради продолжения удовлетворения своих похотей, либо же отказаться от такой пленительной возможности заполучить молодое тело и умереть с честью.

Кроме того, небезынтересна сама мотивация разработчика «шеддинга», ведущего трансгуманиста доктора Френсиса Дженсена, которая очень четко выражена в данном фильме: Дженсен, сам будучи прикованным к инвалидному креслу, говорит, что человечество направляется к такому будущему, где здравый разум не будет больше рабом дряхлеющего организма, ведь тело – это только темница разума. Профессор предлагает поразмыслить: если бы наиболее выдающиеся ученые, такие как Ньютон и Эйнштейн, смогли прожить намного дольше, какие бы ошеломляющие открытия в науке они смогли бы совершить? Смерть – это та преграда, которая всегда останавливала полет мысли гениев, не давала сделать им следующий шаг в их собственном развитии и в деятельности на благо науки. А значит, для того чтобы приумножить знание, нужно победить смерть, изобрести способ продолжить жизнь ради знаний.

Но в то же время жизнь ради знаний – это та проблема, с которой человечество столкнулось еще на заре своего существования. Не это ли предлагал Адаму и Еве в раю змей-искуситель: «Вкусите от древа познания – и будете как боги?» И, к сожалению, мы помним, чем все закончилось.  

Итак, главная идея разработчиков «шеддинга»: тело – всего лишь временная темница души, которую без проблем можно заменить. Тело – темница души. Эти слова были сказаны еще тысячи лет назад последователями индуистского пантеизма, а несколько позже – платониками. Привязанность к телу – это то, что стремились преодолеть сторонники теории реинкарнации-метемпсихоза. Таким образом, достижения доктора Дженсена – воплощение в жизнь древних пантеистических идей. И, скорее всего, это неслучайно, ведь режиссер фильма – Тарсем Сингх – сам родом из Индии.

Согласно теории реинкарнации, душа (в пантеистической традиции бессмертное начало в человеке имеет различные названия: разум, дух, «я», «божественная искра») меняет тела, подобно износившимся перчаткам. В «Бхагавад-гите» говорится: «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные». Но если в индуизме душа получает новое тело в момент очередного рождения, зависящего исключительно от качества предыдущей жизни, то в рассматриваемой нами киноленте богачам предлагается тело, отнятое у «предыдущего хозяина», и притом, возможно, даже без согласия на то со стороны последнего.

Страх пред лицом смерти – вот что движет разработчиками и клиентами новых трансгуманистических технологий. То, что было желанным для каждого истинного христианина на протяжении двух тысяч лет, стало ужасающей реальностью для современного человека. Да, древний человек боялся смерти, ведь до Христа она была подобна забвению: человек умирал, и за гробом его ждал только «шеол» – юдоль плача, некая пустота вдали от Бога. Но благодаря смерти и  воскресению Христа, благодаря тому, что через врата смерти прошел Сам Господь, смерть оказалась побежденной. И отныне смерть – это не горестный уход  в небытие, а рождение человека в Вечность.

Около двух тысяч лет назад святой апостол Павел воздыхал: «Желаю разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Современный человек перестает ценить смерть. Для него слова первоверховного апостола перестали быть актуальными. Люди чрезмерно дорожат своей земной, временной жизнью, хватаются за каждую возможность продлить свои дни хоть на несколько мгновений, и как тут не соблазниться возможностью прожить еще одну полноценную жизнь в новом, молодом теле?

Человек забывает, что земная жизнь дана каждому из нас как некий подготовительный этап: она сродни испытательному  полигону перед вхождением в вечную жизнь в Царстве Христа. И если наши ценности сосредоточены исключительно в этом преходящем мире, то мы – самые несчастные из всех созданий. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет», – сказал  однажды величайший из мудрецов, проживший в земной жизни чуть более тридцати лет…

Особенность христианства, в отличие от религий и культов, проповедующих реинкарнацию-метемпсихоз, заключается в том, что оно уважает и ценит не только душу, но и тело. Английский христианский писатель К. С. Льюис в одной из своих самых известных книг под названием «Просто христианство» утверждает: «Христианство – почти единственная из великих религий, которая одобрительно относится к телу, которая считает, что материя – это добро, что Сам Бог однажды облекся в человеческое тело, что нам будет дано какое-то новое тело даже на небесах и это новое тело станет существенной составной частью нашего счастья, нашей красоты, нашей силы». Таким образом, мы видим,  что христианство ценит тело, и самое веское доказательство тому – воскресение Христа и будущее воскресение каждого из нас в Вечности. По мысли святых отцов, вечное блаженство немыслимо без участия в нем наших тел, и поэтому материальное человеческое тело должно воскреснуть для ответа на Страшном суде.

Человеку дается только одна жизнь, и от того, как он ее проживет, будет зависеть его участь в бессмертии. Об этом неоднократно говорит нам и Новый Завет. Святой апостол Павел учил: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). И  в другом месте читаем: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Апостол настаивает на том, что каждый человек ответит только за одну жизнь «в теле», а не за множество последующих друг за другом жизней. Кроме того, идея реинкарнации разбивается вдребезги следующими словами апостола Павла: «Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Апостол даже не пытается утешить гонимых христиан в том, что после смерти они смогут облечься в другое материальное тело и таким образом продолжить свою жизнь. Он четко заявляет: после смерти этого тела каждый из нас будет облечен в Бога и войдет в вечную жизнь в Царстве Небесном.

Христианство видит только одну цель человеческой жизни – обожение; сторонники же реинкарнации считают, что человек должен стремиться к «освобождению» от оков этого мира. И, несмотря на всю гуманность реинкарнастических идей, только христианство стремится к реализации в человеке его первоначальной направленности: стать образом и подобием Божиим, в то  время как реинкарнационный путь ведет только  к одному – постепенному угасанию и разрушению человеческой личности.

У бессмертия есть побочные эффекты… Да, режиссер фильма был прав. Ведь важно не просто унаследовать бессмертие: хотим мы этого или нет – мы и так бессмертны. Главное то, какого качества будет наше бессмертие: в единстве со Христом или же вечные муки вдали от Бога. Какой из этих вариантов более соответствует человеку – ответ, думается, очевиден.

Андрей Музольф

Теги

Теги: 

Опубликовано: чт, 22/09/2016 - 10:09

Статистика

Всего просмотров 206

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle