Конец «фильма» под названием жизнь

Кино о «Конце Света» предупреждает...

Единственное, что у нас действительно есть, – это Вера.        
Вера – это единственное, что может спасти человека. 
Все остальное – несущественно.
                         Андрей Тарковский

Ну, кто же не подпишется под словами Андрея Арсеньевича? Даже самые упоротые атеисты, и те задумаются. Иное дело – от кого спасаться? Или – от чего? Может, от высоких тарифов и цен или низких зарплат и пенсий? Впрочем, сказано же – это несущественно...   

Иное дело – «Конец Света», который только на нашей памяти переносился с десяток раз! А сколько на сей счет было снято фильмов?! Целый жанр такого кино образовался – фильмы-антиутопии. Вот только раньше эти картины источали оптимизм по поводу человечества, которое лихо побеждало на экране агрессивных марсиан, успешно боролось как с ядерной зимой, так и с глобальной жарой, эффектно сбивало с помощью киношных спецэффектов и Брюса Уиллиса в фильме «Армагеддон» – громадные метеориты, норовившие разнести в щепки нашу земную колыбель. 

Но как-то незаметно киношный «Конец Света» растерял свой оптимистический пыл, да и авторский взгляд на человечество круто изменился. Жесткий, карающий приговор убежденного мизантропа присутствует в каждом кадре этого обновленного постапокалиптического кино. А все потому, что поле битвы между добром и злом там все чаще перемещается из космических глубин – в душу человека, который, похоже, перестал быть Челом Вечным... Он превратился в некое злобное существо, у которого и души-то нет... Агрессия для него – норма жизни. А цель – уничтожение себе подобных. И случился Апокалипсис... Пока киношный.

Пока, ибо умирать насильственной смертью в нашем земном «доме» стало, как нынче говорят – «в тренде». Модно, значит. Надеюсь, вы понимаете, что я понимаю, что вы понимаете, что я понимаю...

Однако на самом-то деле веселого мало. А невеселое можно уложить ровно в одну строчку, вычитанную у Мураками: «Кто же мог знать, что все так обернется?!»

В фильмах, о которых пойдет речь, – все уже «обернулось», причем наихудшим образом. Катастрофа случилась или вот-вот случится... А чудом выжившие люди напоминают Брейгелевских «Слепых», бредущих в пропасть порока... И выбор у них невелик – остаться до конца Человеком или превратится в нелюдя, потерявшего совесть, рассудок, милосердие и главное – Веру... Такое предупреждающее кино я называю фильмами-тестами. Смотришь их и думаешь с опаской: а сам-то кем обернулся бы, окажись в подобном аду?.. Как некто Джеймс, герой австралийского фильма «Последние часы», который попал в ситуацию...

Когда выхода нет

Авторы не объясняют, что же на сей раз стряслось со старушкой Землей. Похоже, все тот же традиционный астроид сыграл здесь роль гиены огненной, сжигающей один за другим материки, архипелаги и острова... Еще пару часов – и стена смертоносного огня обрушится на эту сонную провинцию в Австралии, где живет наш герой. Правда, внешне никакой он не герой, точно не Брюс Уиллис, а скорее невзрачный перепуганный провинциал, с виду автомеханик или мелкий служащий... У Джеймса ко всему еще и своя проблема разрывает сердце – с кем разделить эти последние часы жизни? С одинокой женщиной, которую только что встретил и, похоже, впервые по-настоящему полюбил. Или со своей «бывшей» в соседнем городке? Обещал ведь приехать, чтобы умереть вместе... К тому же там друзья устраивают грандиозную вечеринку, дабы встретить Апокалипсис как «подобает» – напиться, обкуриться, насладиться пороком и забыться... Девушка просит его остаться, но он все же уезжает... В пути он видит страшное: средь бела дня люди жгут дома, в том числе и храмы, истово молятся на улицах, а затем насилуют друг друга и даже убивают, в том числе и самих себя... К Джеймсу бросается обезумевший отец семейства, умоляя пристрелить его детей, жену, а затем и его самого, дабы не сгореть всем заживо. Но наш герой, продолжая свой последний путь, пытается не поддаваться ни отчаянию, ни сочувствию, ни раскаянию... И вдруг! Он мог бы проехать мимо, не услышав, не увидев, не почувствовав... Но не проехал, услышав отчаянный крик о помощи. Детский крик, а затем увидел двух мерзких подонков, которые волокли в брошенный дом маленькую девочку лет десяти, чтобы надругаться над ней... И что-то щелкнуло в его душе, и она, похоже, проснулась от циничной летаргии безразличия... Джеймс убивает несостоявшихся насильников, убивает жестоко и яростно, как настоящий киношный мститель, а затем круто меняет цель своей поездки. Теперь для него важнее всего в эти последние часы жизни найти родителей этой маленькой, затерявшейся в безумии гибнущего мира принцессы. Чистой, доброй и не по летам мудрой. Она, словно посланный Господом Ангел, явилась во спасение его грешной души...

Да, Джеймс вместе с девочкой попутно все же завернул на вечеринку, куда так стремился. Но теперь он увидел эти пропитанные наркотическим угаром «Содом и Гоморру» уже ее глазами... И, содрогнувшись, уехал оттуда, не простившись.

Родителей они нашли. Мертвых... Девочка восприняла это стоически... «Я хотела, чтобы вы познакомились», – тихо сказала она, а затем неожиданно спросила, есть ли у Джеймса любимая женщина. И услышав утвердительный ответ, задала второй вопрос: «Тогда почему ты не с ней?»... И добавила обнадеживающе: «У тебя еще есть время».

У каждого из нас есть время покаяться. Даже если это твои последние часы жизни на этой земле. И покаяться не только словом, но и делом, поступком добрым. Главное – встретить своего Ангела, не разминуться, не проспать его, почувствовать сердцем. Даже тогда...

Когда Ангелы умирают

Фильм «Дитя Человеческое» начинается с планетарного траура – в близком уже 2027 году в возрасте восемнадцати лет умирает самый молодой последний ребенок на Земле. Это не опечатка – именно последний ребенок, ибо после него вот уже 18 лет дети в этом будущем мире не рождаются... Почему? Да кто его знает? Может, эпидемия какая, пандемия эболы или какого-нибудь петушиного гриппа вызвали это массовое женское бесплодие. В фильме герои горько шутят – видимо, крылышки аистов оказались круче устриц, вот и «сожрали долбанных птичек», некому больше детей в клювике приносить...

Но картинка в кадре взывает о другом. Даже как-то жутковато смотреть эту «хронику» – фильм ведь снимался в 2005 году, а на экране, похоже, сегодняшние телерепортажи из европейских столиц... Их улицы забиты агрессивной массой темнокожих обезумевших беженцев, которых цепи полицейских с натасканными собаками и слезоточивым газом загоняют в концлагеря, а точнее – в огромные железные клетки. И томится им там до самой смерти – без прав, работы и будущего... Над миром навис зловещий смог кары небесной...

А причиной тому власть «золотого миллиарда» и покорность общества потребления, прикормленного «чечевичной похлебкой» с «руки дающего». Поэтому мир без детей – это скорее «креативный» приемчик власть имущих. Оказывается, для того чтобы избавиться от лишних ртов – нужно всего лишь избавиться от... детей.

Впрочем, «Дитя Человеческое» не мистическая страшилка с очередной версией «конца Света», а философская притча о христианских ценностях. Не зря ведь название фильма рифмуется с евангельским «Сыном Божьем». А его сюжет наполнен аллюзиями на библейские притчи. Например, мрачную атмосферу картины также внезапно озаряет «благая весть». Случилось чудо – среди беженцев оказалась молодая женщина, ждущая ребенка! Первого, пока еще не рожденного младенца за долгие годы мирового бесплодия! Нацистская, человеконенавистническая система дала брешь... Естественно, за новоявленной «черной мадонной» началась охота. С одной стороны – властей, которые оказались бесчеловечней воинов царя Ирода, искавших младенца Иисуса. А по другую сторону баррикад в поиски беременной беженки бросились абсолютно безбашенные левые и правые радикалы, всевозможные безумные сектанты и прочие вооруженные до зубов «оппозиционеры». И всем им позарез был нужен ребенок. Не живой – мертвый...

И, как это часто бывает, спасителем будущей матери совершенно случайно оказывается некий невзрачный, разочаровавшийся во всем типичный неудачник... Но по мере того как стремительно развиваются события, унося жизни самых близких его друзей и любимой когда-то женщины, наш Герой, уже с большой буквы, начинает осознавать, что это и есть его миссия, главная миссия в жизни. А потому именно он принимает роды, и теперь этот младенец, девочка, становится смыслом его прежней никчемной жизни... И в тот же миг чьи-то добрые руки, и чистый взор, и обволакивающая все сущее святость словно укрывает их покровом небесным, защищая от всего этого мирского зла и ненависти.

Чудесна последняя сцена. За дом, где спасаются наши герои, идет яростная схватка уже не понятно кого с кем... Рушатся стены, свистят пули, в огне и дыму вопят раненные. И вдруг ребенок заплакал. Этот плач повис над людьми, яростно истребляющими друг друга, и... захлебнулись автоматы, минометы, пушки... И в оглушительной тишине боевики вдруг расступились пред Дитям Человеческим и его Матерью, и на лицах их появились улыбки со слезами. И родилась музыка – Ave Maria XXI века. Открывая им спасительную дорогу. Но...

Когда дорога в никуда

...Тогда все вокруг превращается в мир, где не летают птицы, где замертво падают деревья, где теплый океан становится ледовитым, а обезумевшие банды уродов, бывшие когда-то людьми, рыщут в поисках бензина и еды. Где еда – себе подобные, а бензин – средство, чтобы найти эту «еду». И на такой дороге никогда не знаешь, что ждет за поворотом. Скорее всего – смерть. Вон и на обочине – огромный выцветший билборд предупреждает: «“Место сие – долина убиенияˮ. Книга пророка Еремеи, глава 19, стих 6».

По этой дороге бредут двое – отец и сын. С тележкой, груженой жалким скарбом, а еще у них револьвер имеется. С двумя патронами в барабане – для каждого из идущих. Если все пойдет не так...  

Фильм «Дорога», снятый по одноименному роману Кормака Маккарти, к просмотру обязателен. Особенно тем, кто предпочитает действию – вранье самому себе о собственной немощи и бессилии пред беззаконием, предательством, несправедливостью и насилием... Мол, мне ли больше всех надо?! Отсижусь-ка я в сторонке, авось пронесет?!

В фильме – не пронесло...

Сегодняшнему зрителю вымышленный сюжет «Дороги» покажется не таким уж фантастическим и далеким от нынешней реальности. На экране мир уже разрушен, и, похоже, необратимо. А потому не столь важно, что его разрушило – природная катастрофа или пресловутый «человеческий фактор»... Главное, что катастрофа случилась в мозгах людей, а их сердца извела червоточина безразличия и равнодушия. А еще – ненависти друг к другу. Оказалось, что большая беда если и сбивает людей в некую общность, то не за тем, чтобы помочь выжить друг другу, а совсем даже наоборот – чтобы грабить и убивать братьев своих. И погас огонь внутри...

Отец как может пытается десятилетнему сыну внушить истину, которой уже и сам не верит... Впрочем, он верит в то, что этому невинному мальчику сия истина все-таки поможет отличить добрых людей от злых.     

– Осталось мало хороших людей, – говорит он. – Нельзя дать угаснуть огню внутри тебя!

– А мы все еще хорошие люди? И не будем есть других людей? – с надеждой спрашивает мальчик.
– Нет, – отвечает отец.
– Потому что мы хорошие люди и внутри нас горит огонь?!

Сохранить огонь... А как его сохранишь, когда у тебя украли все, что хоть как-то поддерживало скудное выживание – палатку, одежду, еду... Отец догнал вора, отнял свое и, направив ствол, заставил негодяя раздеться догола. В «собачий холод»... Мальчик крикнул, мол, отдай ему одежду и не стреляй, папа, – мы же хорошие, у нас же огонь внутри!... На что услышал отцовское: «Ты не тот, кому приходится за все отвечать!» И мальчик ответил твердо: «Я – Тот! Я отвечаю...»

Это были уже слова Человека, познавшего Истину. И готового ее защищать... Потому что огонь внутри – это Вера.

И еще одна встреча на дороге. С 90-летним старцем, еле бредущем в свое «никуда»...

Но, похоже, его устами говорил все же кто-то другой:

– Когда я увидел этого мальчика, я подумал, что умер и вижу Ангела.
– Для меня он даже Бог, – поправил тихо отец.
– Наверное, это неправда, – улыбнулся старик. – Бродить по дорогам с последним Богом на Земле – это очень опасно...»

Особенно...

Когда теряешь веру

...Тогда погружаешься в мир, где нет Слова Божьего. И пустынный ландшафт из предыдущего фильма превращается в лунный... Как в картине «Книга Илая». Это несколько другое кино, где главный герой скорее похож на персонажа из крутого боевика или вестерна. Все ему нипочем – дюжину подонков, вооруженных до зубов, отметелит за минуту. Одним мачете. И продолжит свой путь к цели, ведомой только ему одному... А действие фильма происходит все в том же будущем – после «Конца Света». Только на сей раз последствия его еще более катастрофичны. Бывшие человеки озверели окончательно, а точнее – они просто оскотинились... Вместо чувств – рефлексы, а вместо желаний – жажда крови... Они не знают, что такое книги, и никогда не слышали о Библии. Много лет назад из-за нее возникла большая война и все экземпляры Ветхого и Нового заветов были сожжены. И мир превратился в то, во что он превратился...

Впрочем, один экземпляр Книги уцелел. И он в рюкзаке сумрачного путника Илая. Именно ему явился однажды Голос, который сообщил, где искать Слово. Илай нашел Книгу, и Голос повел его дальше – туда, где Библия будет спасена...

Он чувствовал, что защищен против всех и каждого, кто встанет на его пути.

И встал. Сам дьявол в облике некого параноидального злодея, который верховодит бандой отбросов. А заодно он – единственный на планете, умеющий читать и собирающий библиотеку. Очень специфическую, где на видных местах биография Муссолини и Mein Kampf Гитлера... Вот только Библии не достает...

И не получит он ее. А Илай достигнет цели. Ценой собственной жизни. И скажет на смертном одре: «Подвигом я подвязался, путь завершил, Веру сохранил...»

Вера – это подвиг, Вера – это миссия, Вера – это единственное, прав Тарковский – что нас спасает.

Ибо без Веры – «фильм» под названием жизнь заканчивается забвением.

Вот это и есть истинный и трагический «Конец Света»...

Валерий Майкут

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle