Пасха в древней Флоровской обители

– Праздник Воскресения Христового является самым великим христианским праздником, потому что это Праздник Жизни. Своим Воскресением Господь вернул нам утраченную Вечную Жизнь, для которой человек был создан и которую человек потерял через грехопадение.

Мы радуемся и благодарим Бога за милость, подаренную нам. И просим,  чтобы Господь сподобил нас быть причастниками  не только земной Пасхи, но и Пасхи вечной в Царствии Своем. Христос Воскресе!

С этими словами по завершении Пасхальной литургии в Светлый Вторник обратился к пастве и монашествующим Свято-Вознесенского Флоровского монастыря, старейшей киевской обители, Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Из истории обители

Монастырь сегодня

Флоровская обитель – «девичий монастырь на Подоле» – была основана в XVI веке и в то далекое время имела два деревянных храма в честь св. Флора и Лавра. В начале XVIII века, в 1712 году, Петр І упразднил Вознесенский  женский монастырь на Печерске – российскому императору понадобилась земля для сооружения военного арсенала. Насельницы Вознесенского монастыря были переведены на Подол, во Флоровский монастырь со всеми многочисленными имениями закрытого Вознесенского монастыря. С тех пор обитель стала расширяться, в 1812 году из императорской казны ей было выделено более ста тысяч рублей, на которые построили монашеские корпуса, больница, новые храмы.

До революции 1917-го монастырь насчитывал пять храмов и кладбищенскую Троицкую церковь на Замковой горе. Ансамбль Флоровского монастыря разрастался на протяжении двух столетий, благодаря чему появились  постройки, относящиеся к разным эпохам и стилям. Самым старым зданием монастыря является Вознесенская церковь, построенная в 1732 году. Территория обители занимала всю восточную часть замкового склона, принимала паломников со всех уголков Руси, славилась своими подвижницами и духовно мудрыми старицами.

Великие флоровские инокини

Характерной особенностью обители является то, что в XVII–XVIII веках в нем принимали постриг женщины, принадлежавшие преимущественно к высшему кругу, поэтому, как пишет историк К. Щероцкий, большинство его насельниц были людьми духовно и светски образованными. Здесь подвизались игуменьи Каллисфения (княжна Милославская), Августа (графиня Апраксина), Пульхерия (княгиня Шаховская). Во Флоровском монастыре приняла постриг с именем Нектарии княгиня Н. Б. Долгорукова, дочь сподвижника Петра I фельдмаршала графа Б. П. Шереметьева и вдова казненного во времена Бироновских гонений князя И. А. Долгорукова. Значительный след в истории Русской Церкви оставили игуменья Смарагда (Норова, 1800–1832), написавшая очень популярную в свое время в России книгу «Благоговейные христианские размышления», и игуменья Парфения (Адабаш, 1865–1881) – духовная дочь преподобного Парфения Киевского, автор замечательных духовных стихов и составитель службы Кириллу и Мефодию, одобренной Святейшим Синодом. Характерна и такая деталь: великая княгиня Александра Петровна (в постриге Анастасия) ныне канонизирована, основательница Киево-Покровского женского монастыря, в качестве игуменьи для своей новой обители пригласила насельницу Флоровского монастыря инокиню Каллисфению.

Преподобная Елена – хранительница Киева и флоровские традиции

В июле 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых инокиню древнего киевского Флоровского монастыря Елену (Бахтееву; † 1834), могила которой более полутораста лет пользовалась особым почитанием. Житие подвижницы, и устное, и письменное, было хорошо известно как в Малороссии, так и далеко за ее пределами. И говорили о ней как о святой Елене, хранительнице Киева, «почивающей в гробе святителя Тихона Задонского».

По преданию, монастырь посетил в свое время преподобный Серафим Саровский, а также приняла постриг основательница Дивеевской обители  прп. Александра Мельгунова.
Монашеская обитель сохраняет и свои традиции: является «своекошной», т. е. не общежительной, насельницы питаются келейно, хотя в монастыре готовится пища для всех желающих. Форма одежды флоровских инокинь также имеет свою особенность: вместо клобуков – монашеские шапочки с мантией, напоминающие древнерусский церковный  стиль. Паникадило в Вознесенском храме не электрифицировано, как сейчас принято повсеместно. На нем, как в древности, установлены большие восковые свечи, которые зажигаются в торжественные моменты службы.

***

На Божественной литургии присутствовали все насельницы монастыря во главе с игуменьей Антонией. Матушка преподнесла Владыке Онуфрию большую пасхальную просфору.

…В этот пасхальный вторник Светлой седмицы ласково светило солнце. В монастырском саду нежно-розовыми цветами радовала глаз распустившаяся магнолия. Многочисленная паства ждала Блаженнейшего Онуфрия при выходе из храма, чтобы получить предстоятельское благословение. В прохладном весеннем воздухе звучало бесконечное «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Сергей Герук
Фото автора
 

Социальные комментарии Cackle