Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня: любовь на Кресте – это как?
Хотите научиться настоящей, подлинной, не фальшивой любви, прислушайтесь к советам протоиерея Андрея Николаиди.
Сегодня многие слова теряют свое первоначальное значение, теряют свою ценность, теряют свое первое звучание. Как вещь, изнашиваясь от частого употребления, теряет свой вид, так и некоторые понятия от частого использования начинают тускнеть и утрачивать свой первоначальный смысл.
Такую метаморфозу, к сожалению, претерпевают многие ключевые слова и понятия, такую метаморфозу, к величайшему сожалению, претерпело и такое важное в жизни всего человечества и в жизни всякого человека слово «любовь». Мы слишком часто говорим о любви, мы слишком часто желаем друг другу любить и быть любимыми, мы так стремимся к любви, что порой сами забываем о том, что такое любовь, профанируя это великое понятие.
И вот сегодня Господь вновь напоминает нам о том, что такое настоящая, подлинная любовь. Сегодня мы видим любовь в наивысшем ее проявлении – на Кресте. Только Крест может раскрыть перед нами тайну и таинство Божественной любви.
Божественная любовь создала мир, приведя из небытия к бытию всю вселенную в стройной гармонии мироздания, Божественная любовь создала человека – наших праотцев Адама и Еву, поставив их владыками и хозяевами всего творения, Божественная любовь не могла видеть человечество, находящееся в плену греха, и спешила к нему на помощь, стремясь избавить человека от власти греха и последствий грехопадения – проклятия, болезней и смерти. Божественная любовь ради человека, ради Своего создания, выходит из глубины небесной непостижимости, спускается на землю, принимает плоть.
Из-за необыкновенной, всепрощающей любви к нам Бог становится Человеком, из-за любви к нам Бог-Творец добровольно предается в руки Собственного создания, из-за любви, ради любви Господь претерпевает страшные страдания и позорную смерть, из-за любви Господь восходит на Крест. Поэтому Крест и становится выражением, высшей точкой Божественной любви – любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святого, торжествующей силою Крестной.
«Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир не погиб, но наследовал вечную жизнь» (Ин. 3:16).
Когда мы видим такую любовь, любовь жертвенную, любовь, распинающую себя на Кресте, любовь Крестную, мы не можем оставаться безучастными. Нельзя холодным отстраненным разумом рационально познать Бога, но к нему можно прикоснуться чувством. Нельзя равнодушно проходить мимо Креста, спокойно и уравновешенно, «теплохладно» рассуждая о любви. Если я знаю, что Бог любит меня и из-за этой любви Он взошел на Крест, я не могу не любить Бога. А если я люблю Бога, значит я люблю и тех, кого любит Он, я люблю своих ближних, тех, кто окружает меня каждую минуту, тех, ради которых Господь претерпел Крест. Если я люблю какого-то человека, то я стремлюсь к нему, если я люблю Христа, то я всем сердцем стремлюсь к Нему, стремлюсь к любви, стремлюсь к распростертым на Кресте объятиям любви.
Крест учит нас настоящей, подлинной, не фальшивой любви. Любовь – это не только елейные разговоры и вздохи. Любить – значит не только испытывать удовольствие от общения, любить – значит не только получать. Любовь – это прежде всего жертва. Любить – значит жертвовать. Жертвовать комфортной жизнью, жертвовать любимой сладостью и минутой свободного времени, жертвовать всем, жертвовать, в конечном счете, самим собой.
Эта любовь, любовь жертвенная, настоящая, в корне отличается от той любви, которую пропагандирует современная субкультура, от той самовлюбленности, страсти и похотливости, которую стало модно рекламировать. К сожалению, очень часто обычный эгоизм рядится в светлые и святые одежды, именуясь любовью. Но эгоизм не стремится к счастью другого, он не хочет чем-либо жертвовать, он не хочет отдавать ни единой, даже самой малой части себя. Единственное стремление эгоизма – его комфорт, его стабильность, его удовольствия, в жертву которым он, не задумываясь, принесет все, что угодно – любовь супруга, любовь матери, любовь Бога. Эгоизм закрывается в себе, замыкается в собственной самости, умирает в собственной самовлюбленности, умерщвляя личность, не давая возможности самореализоваться душе.
Только жертвуя собою, человек может обрести себя, только распинаясь ради любви к Богу и ближнему, человек приобретает новую жизнь, только растворяясь в других, он может стать настоящим человеком, может реализовать себя как личность. Путь человека, его призвание, его назначение – любить. Этот путь лежит только через жертвование собою, через самораспятие, сораспятие Христу, он лежит только через Крест. И сегодня, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, именно на Крест зовет нас за собою Господь, чтобы мы, сораспявшись Ему, смогли и совоскреснуть с Ним в Царстве вечной, нескончаемой, торжествующей любви.
Протоиерей Андрей Николаиди
Опубликовано: вт, 26/09/2017 - 10:28