«Вместо спиленных вандалами крестов установим новые – металлические», — епископ Вознесенский Алексий

В начале марта за одну ночь вандалы спилили и подожгли два поклонных креста в Первомайском и Арбузинском районах Николаевской области.

В эксклюзивном комментарии порталу «Pravlife» правящий архиерей епархии епископ Вознесенский и Первомайский Алексий предположил, почему в наше время кощунство набирает обороты, рассказал, чем это грозит обществу, и что планируют предпринять местные христиане, чтобы защитить святыни.  

— Владыка, а есть ли какая-то реакция на вандализм со стороны властей? И если есть, то какая?

— Начнем с того, что это не первый случай, когда кресты у нас ломают, жгут, всячески портят. Только на моей памяти, а я третий год на кафедре, это случалось уже дважды. До меня еще несколько раз было.

И во всех случаях реакция государства минимальная.  Хотя, я считаю, что такие явления - это не просто святотатство, это еще и государственное преступление.  Мы все прекрасно знаем, что религиозные войны могут тянуться веками.  Постоянное и безнаказанное оскорбление религиозных чувств людей – это совершенно нездоровая ситуация.  Безусловно, Церковь просит помощи и защиты в таких случаях. На подобные события выезжает милиция, обязательно присутствует СБУ, но в результате, вынуждены констатировать - «а воз и ныне там».  Потому священники нашей епархии говорят, что кресты будут ставить уже не деревянные, а металлические, массивные, сваренные уже наверняка.  Конечно, при большом желании можно и такой крест свалить, но, во всяком случае, его сложно будет подпилить или поджечь.

— Есть предположения в отношении того, кто и зачем это делал?

— Видели люди, как подъезжали автомобили, даже некоторые номера запомнили… Но вопрос не в этом.  Вопрос в безразличии нашего общества. Почему мы сейчас так страждем, наша страна, наши люди? Все потому, что исконная украинская поговорка звучит так: «Я ничего не знаю, моя хата с краю».  Т.е. не трогайте меня, меня все это не касается. И вот такое отношение ко всему рождается, в первую очередь, от неуважения к себе и, соответственно, к ближнему.

Паисий Святогорец говорил, что если Бог для человека на первом месте, то все остальное у человека на своем месте.  И такой человек, как в первом псалме - «...и вся, елика аще творит, успеет» (Пс. 1:3).  А от того, что мы безразличны и теплохладны, и случаются в нашей жизни всяческие неприятные моменты.  А потом мы спрашиваем: «А почему? А кто виноват?».  Мы сами и виноваты.  Это все последствия нашей неправедной, греховной жизни. Дух творит себе форму…

Но, тем не менее, все - слава Богу.  Сейчас, во время Великого поста, молимся, каемся, спасаемся и надеемся на милость Божию к нам. Мы ведь часто несем какие-то тяготы не потому, что Бог жесток и хочет наказать, люди не способны принимать Божью милость.

Сегодня Блаженнейший Владыка Онуфрий в Корецком монастыре говорил о том, что людей разделяют не разница в политических и религиозных взглядах, разделяет людей – грех.  Но мы этого не понимаем, мы ищем сучок в глазу ближнего своего, бревна в своем глазу не замечая.  Мы готовы указывать пальцем на президента, на парламент, на священника, на архиерея – да на кого угодно. При этом каждый из нас смотрит на другого и думает: «А я лучше».  Сам  ничего не значит, а речет о себе:  «Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы» (Лк. 18:11).  Невидение своей греховной жизни, своих страстей – это наша беда, которая, к тому же, влечет за собой такие масштабные последствия.

— Таким образом, через скорби Господь и показывает нам нашу греховность?

— В первую очередь это вина наша: архиереев, священнослужителей. Где-то не доработали, где-то не смогли донести до людей что-то, не научили, упустили. Это с одной стороны. С другой же стороны – надо хотеть услышать и научиться. Когда сам Христос проповедовал, даже тогда некоторые усомнились и отошли он Него. Нам же некуда идти, потому что у Него глаголы жизни вечной.  

— Как люди, живущие в селах, где были спилены или изувечены кресты, отнеслись к этим событиям?

— Это случилось не в населенных пунктах. Были спилены придорожные поклонные кресты на трассе Киев-Симферополь, которые располагались всего метрах в пяти от проезжей части.

Иногда я замечал, как водители-дальнобойщики ставили лампады у этих крестов.  Есть лампады, которые могут гореть 72 часа.  Иногда едешь в темное время суток – лампадка у креста горит. А потом уже узнали, что это водители, особенно кто из западной Украины,  их приносят и зажигают. Остановился, перекрестился, зажег лампаду – и вот она горит, светит людям.  Есть у нас там один фермер, который на Рождество и на Пасху приносит аккумулятор, и всю ночь на эти праздники освещает поклонный крест у дороги.

Есть люди, которые относятся к поклонным крестам с должным благоговением.

— Относительно традиции поклонных крестов. Как давно у вас в епархии возникла такая традиция?

— Когда я пришел на кафедру, придорожные кресты у нас уже были. Мне кажется, это стало традиционным при владыке Питириме.

По большому счету, эта традиция особенно развита в западных областях Украины.  В нашей епархии  много переселенцев с Львовской области, которые вынужденно переехали к нам еще в советское время в результате раздела Польши.  Эти люди приехали сюда в больших количествах, привезли с собой свои книги, я видел привезенные оттуда Евангелия, некоторые даже колокола церковные  умудрились привезти с собой.

Оттуда же была привезена и традиция поклонных крестов. Я считаю, это прекрасная традиция, и ее надо поддерживать и развивать. Чем смотреть на наши придорожные бигборды – лучше посмотреть на крест и подумать о Боге, о своей душе, о своих грехах.

Социальные комментарии Cackle