Влияет ли частота посещения храма на личное благочестие и духовное развитие?

О проблеме «смещения верного акцента»  иерей Андрей Чиженко.

Вопрос довольно сложный. Многоуровневый. Имеющий, мне кажется, несколько ответов. С одной стороны, конечно же, влияет. Ведь богослужение – это небо на земле, если можно так выразиться. Как написано в восьмом члене Символа веры: «Верую… и в Духа Святаго… глаголавшаго пророки». Вся модель православного богослужения была написана святыми людьми по внушению Духа Святаго. Она является будто бы проекцией на земле ангельского служения небесной Церкви. Тем более что православное богослужение сконцентрировано вокруг величайшего Таинства – Святой Евхаристии. И причащение Тела и Крови Христовых, даже только лицезрение их на Литургии благотворно влияет на человека. Преподобный Ефрем Сирин, например, писал: «Как дождь взращивает семя, так церковная служба укрепляет душу в добродетели». Но понятно, что мирянину имеющему семью, работу, иные земные заботы, очень сложно присутствовать на каждом уставном богослужении. Потому, как мне кажется, для мирянина достаточным необходимым минимумом является посещение воскресных богослужений – всенощного бдения и Божественной литургии, а также богослужение двунадесятых праздников и больших, почитаемых в народе, как то праздник Покровы Пресвятой Богородицы, Святителя Николая или, к примеру, храмового праздника. Конечно же, Пасхи. В Великий пост и иные большие годовые посты, по желанию, рассчитывая собственные силы и возможности, можно более часто посещать храм. К примеру, пребывать во время чтения Великого покаянного канона святителя Андрея Критского или Литургии Преждеосвященных Даров. Требовать от занятого семейного человека посещать большее количество служб мне кажется чрезмерным. Ведь, в сущности, семья – это тоже церковь, только малая, и она требует внимания, сил, труда и забот о пропитании насущном. Сохранение и благополучие ее – также важная и святая задача любого женатого православного христианина или замужней христианки. Если у человека есть возможность и желание посещать большее количество суточных и годичных церковных служб, это только можно поприветствовать. И такое посещение будет ему во благо.

Но, думается мне, что есть и еще одна проблема, поднятая тематикой данного вышеупомянутого вопроса. Я назвал ее «смещение верного акцента». Иногда человек – прихожанин, часто посещающий храм или даже церковнослужитель, несущий послушание в храме, приходит в храм как на мирскую работу. У него в сердце смещается акцент с духовной жизни на земную. Он начинает воспринимать храм как некое общественное учреждение, где царят земные порядки, а прихожан и церковнослужителей  –  как работников трудового коллектива этого учреждения. У подобного человека размываются границы. Все происходящее в храме – и Литургия, и иные службы, послушания представляются ему уже неким привычным действием, доведенным до автоматизма, как на предприятии или заводе. Такое восприятие своего церковного послушания или положения может стать источником конфликтов, скандалов, интриг и прочего.

Мне кажется, что мы, и священники, и монахи, и миряне, не должны забывать главного. Я переступил порог храма. Это священная земля, как у святого патриарха Иакова – Вефиль (с еврейского – Дом Божий), и нам следует оставить за порогом все мирское, снять обувь своего эгоизма и остаться с обнаженной и трепещущей в страхе Божием душой. Ведь здесь, в церкви – Престол Божий, совершается страшная бескровная жертва на Литургии, здесь присутствует Сам Господь. С Ним мы именно в храме вступаем в живое молитвенное общение.

Быть может, кто-то из вас, дорогие братья и сестры, обращал внимание, что в храме даже воздух кажется гуще что ли, насыщенней, чем на улице или в другом месте.

Мы никогда не должны забывать эту кордоцентричную (сердечную) вертикаль: «Я вхожу в храм, там святой Престол Божий, там иконы и мощи угодников Господних, там Сам Господь». И я иду туда не к батюшке, Пете или Галине Александровне, нет. Я иду к Яхве – Сущему, Живому – к Самой Святой Троице. Вспомним, как священник провозглашает при выносе Чаши для причастников: «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы уже не на земле, мы уже на небе среди ангелов и святых, у Престола Божия. И к чему обращено наше сердце в тот момент, когда открываются Царские врата и Бог ступает среди людей Своих и говорит устами пророков: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит. 23:26).

Потому, наверное, ответом на вышеупомянутый тематический вопрос статьи будет следующий: конечно, влияет. Но если мы приходим в храм не для того, чтобы не просто механически выполнить все формы и обряды, но чтобы изменить себя с Божьей помощью, изменить себя Таинствами, службами,  покаянием, плачем о грехах, чтобы этим душевным сокрушением очистить свое сердце, узреть там Бога Живого и научиться любить Его и всех-всех окружающих людей.

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Опубликовано: ср, 07/09/2016 - 20:50

Статистика

Всего просмотров 494

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle