В шаге от священнослужения: может ли женщина служить в Церкви

25 января Церковь вспоминает святую мученицу Татиану.

Татиана была дочерью богатого римлянина и воспитывалась им в христианской вере. Достигнув совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Девушка отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была поставлена диаконисой Римской церкви.

Житие святой Татианы подтолкнуло редакцию к более глубокому изучению темы «Роль женщины в Церкви». И эта тема не оставила равнодушным Андрея Музольфа, преподавателя Киевской духовной семинарии, который виртуозно раскрыл ее, став при этом пламенным защитником прав женщин.

 Андрей, у нас уже давно есть желание поговорить о женском служении. И вот вспоминая святую мученицу Татиану, которая была диаконисой, хотелось бы побольше узнать о такой категории женщин в Православной Церкви, как диаконисы. Что это за чин? Когда он возник? Какие были обязанности диаконис, требования к ним?

– Диаконисы как одна из степеней церковного служения впервые упомянуты в раннехристианском сочинении, именуемом «Дидаскалия» (или «Кафолическое учение двенадцати Апостолов и святых учеников Господа нашего»). Оно датируется приблизительно 230 годом. В нем, собственно, и описаны основные функции диаконис. К таковым относятся: помощь при крещении женщин (диаконисы помазывали крещаемых женского пола по всему телу святым елеем и воспринимали от крещальной купели), посещение больных женщин с целью оказания им той или иной помощи, поддерживание порядка в женской части храма во время службы, передача епископу просьб, исходящих от женщин, сопровождение женщин при визитах к епископу, распределение пожертвований среди нуждающихся женщин. Несколько позже к функциям диаконис была присоединена еще и обязанность разносить Святые Дары по домам тех женщин-христианок, которые по тем или иным причинам (например, из-за болезни) не могли посетить богослужение.

Диаконисы обычно избирались из девственниц либо же из единобрачных вдов. Их возраст не должен был быть ни слишком юным, ни слишком преклонным: зачастую возраст диаконисы, указываемый в церковных текстах того времени, составлял приблизительно 50 лет. Если же некоторые кандидаты в диаконисы были моложе 50 лет, их определяли на служение в женские монастыри.

Главным требованием к будущим представительницам института диаконис было следующее: чтобы их жизнь, прежде всего, не вызывала у людей никаких подозрений.

– Следует ли считать степень диаконис священным саном?

– Из истории Церкви мы видим, что служение диаконис никогда не признавалось равным священнослужению. Так, раннехристианский апологет Тертуллиан отмечает: «Ни говорить в Церкви, ни учить, ни помазывать, ни делать приношение, ни притязать на какое-либо служение, исполняемое мужчинами, или на священнослужение, женщинам не дозволяется».

Церковный автор IV века святитель Епифаний Кипрский свидетельствует, что хотя в Церкви и существует чин диаконис, последний, впрочем, установлен вовсе не для священнодействия и не для поручения диаконисам чего-либо подобного, но лишь «для охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, да и просто во всех случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диаконисой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела».

Об этом же в V веке говорил и великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, который в одном из своих толкований на послания святого апостола Павла пишет: «Закон Божественный удалил женщин от священнослужения».

Следовательно, степень диаконис вовсе не признавалась священной, но была попросту неким вспомогательным служением в Церкви Христовой.

– Почему этот чин исчез из употребления? Если я не ошибаюсь, он вышел из практики в XI–XII столетии? 

– Как уже было сказано выше, в отличие от диаконов, диаконисы никогда не имели специальных функций за общественным богослужением. Именно поэтому на Востоке институт диаконис к XII веку полностью исчезает из церковной жизни, в то время как на Западе он исчез еще раньше, где-то в VI–VII вв. Кроме того, еще одной немаловажной причиной, повлиявшей на исчезновение служения диаконис, стала трансформация той социальной структуры, в которой институт диаконис получил свое начало: со временем на смену служения диаконис пришли социальные благотворительные организации типа нынешнего Красного Креста. Таким образом, институт диаконис стал попросту ненужным, однако при этом служение диаконов осталось, так как было необходимо в богослужебной практике.

– Каких диаконис знает Церковь?

– Из истории Древней Церкви известны имена следующих диаконис, причисленных к лику святых. К ним относятся: Фива Кенхрейская (Коринфская), которая упоминается святым апостолом Павлом в его Послании к римлянам (16:1) (I век), Татиана Римская (III век), Нонна Назианзская, мать святителя Григория Богослова (IV век), Олимпиада Константинопольская, которую хорошо знал святитель Иоанн Златоуст и преданность которому эта диакониса засвидетельствовала своей смертью (V век), Феозва, родная сестра святителей Василия Великого и Григория Нисского (V век), и многие-многие другие, имена которых мы, возможно, и не знаем, но которые при этом не забыты у Самого Бога.  

– Были ли в истории попытки восстановления института диаконис? Насколько реально и актуально сегодня возрождение этого чина? Или женщине лучше знать свое место?

– Идея возрождения института диаконис возникла в XVIII веке в лоне англиканской Церкви. Так, в 1734 году группой шотландских епископов был составлен некий чин возведения в диаконисы, однако применялся ли он на практике – неизвестно. Несколько позже, в 1836 году, немецкий лютеранский пастор Теодор Флиднер основал в Кайзерсверте госпиталь и училище диаконис, куда принимались женщины не моложе 25 лет. Эта община «диаконис пастора Флиднера» стала примером для создания в Европе организации сестер милосердия, сыграв при этом огромную роль в истории развития медицины и социального служения.

В Русской же Церкви предложение восстановить чин диаконис для помощи в миссионерском служении впервые выдвинул архимандрит Макарий (Глухарев), направив в Святейший Синод соответствующий проект, который, впрочем, был официально отклонен в 1839 году. Спустя полстолетия вопрос о восстановлении чина диаконис был на повестке Предсоборного присутствия Русской Православной Церкви, проходившего в 1906 году. За положительное решение этого вопроса, в частности, высказывались такие церковные деятели, как епископ (впоследствии митрополит) Евлогий (Георгиевский). В 1911 году великая княгиня преподобномученица Елисавета подала в Святейший Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания диаконис, однако Синод отложил решение данного вопроса до Поместного Собора. Впрочем, из-за революции и последующей гражданской войны этот вопрос так и не был решен.

Реальные попытки восстановления чина диаконис были предприняты святителем Нектарием Эгинским, который поставил в одном из своих монастырей диаконису с возложением на нее при этом диаконских священных одежд: стихаря, ораря и поручей. Данное событие вызвало такой резонанс в жизни Церкви, что святитель был вынужден лично объясняться перед Предстоятелем Элладской Церкви – архиепископом Афинским Феоклитом. Впоследствии в указанной Поместной Церкви были поставлены еще несколько монахинь-диаконис для служения заключенным, но при этом никакого особого чина над ними не совершалось.

И, наконец, на Межправославном cовещании, состоявшемся в 1988 году на острове Родос, посвященном теме «Место женщины в Православной Церкви и вопрос о рукоположении женщин», было высказано предположение о желательности восстановления чина диаконис с соответствующим поставлением их согласно тому, как это указано в древнем чине Византийского Евхология. 

Однако у данной инициативы были и противники, главный аргумент которых заключался в следующем: необходимость особого чина диаконис со временем утратила свою актуальность, а потому и сейчас его восстанавливать не нужно, так как нет больше тех нелитургических потреб, для которых он, собственно, и учреждался. Так, священники более не помазывают все тело крещаемого святым елеем, а потому и помощь в этом деле при крещении особ женского пола уже не нужна. Святые Дары в наше время также не разносятся по домам, как это было в в раннехристианское время – в случае необходимости священник сам с Дарами приходит к больному, независимо от его пола. Исполнение же женщинами-диаконисами иподиаконских функций вообще не имеет надобности, не имея при этом никакого подтверждения в церковных исторических источниках.

В заключение хотелось бы отметить, что отрицательное отношение к восстановлению служения диаконис в церковной среде вовсе не является неким неуважением или даже унижением представительниц «слабого» пола. Как раз наоборот: Церковь, по словам одного современного богослова, настолько уважает и бережно относится к женщинам, что не может себе позволить возложить на ее плечи тяжелое бремя священнического служения. Но и женщина по этому поводу не должна расстраиваться, ведь главная цель каждого человека, как мужчины, так и женщины, заключается вовсе не в достижении тех или иных степеней служения в Церкви, а в обожении. Для того чтобы спастись, вовсе не обязательно стать священником, и даже более того, многие святые отцы говорят, что священнику как раз намного сложнее спастись, ведь он отвечает не только за себя, но и за свою паству. Из истории Церкви мы знаем множество примеров, когда женщины святостью своей «равноангельной» жизни превосходили мужчин и становились примером для них, как, например, преподобная Мария Египетская. Кроме того, мы также не должны забывать и о том, что именно Женщина одна-единственная из человеческого рода удостоилась славы «Честнейшей Херувим».

Следовательно, роль женщины в Церкви точно такова, как и роль мужчины – это соработничество Христу в деле нашего спасения. А оно зависит не от сана, а от того, о чем говорил приходящим к нему людям преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся». Вот то особое, великое служение, к которому призвана как женщина, так и мужчина, потому что отныне во Христе «нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно» (Гал. 3:28), так как получили единый образ подлинной жизни в Боге.

Записала Наталья Горошкова

Опубликовано: вт, 24/01/2017 - 17:22

Статистика

Всего просмотров 429

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle