В паломничество – с единомышленниками

Древняя традиция паломничества является важным элементом христианства. Еще в ветхозаветные времена иудеи предпринимали странствие в Иерусалим, чтобы побывать в Иерусалимском Храме и принести свои жертвы. С возникновением Новозаветной Церкви ее члены стали посещать места, связанные с земной жизнью и страданиями Господа, постепенно к этому добавились странствия в наиболее примечательные обители, где можно было помолиться у мощей святых и чудотворных икон. Как получить наибольшую пользу от паломничества современного? Как к нему подготовиться и чего следует остерегаться? Об этом – наш сегодняшний разговор с игуменом Нектарием (Морозовым).

Виноградов Сергей Арсеньевич – К преподобному. 1917 г.

Нам передается радость встречи

– Батюшка, объясните, пожалуйста: все мы, придя в храм, так или иначе постепенно привыкли к убеждению, что святые всегда с нами, мы можем молиться им в любом месте и в любое время. Зачем же тогда ехать за многие сотни километров – туда, где они пребывали телесно? Тем более что и в нашем храме, и в других саратовских храмах есть иконы с частицами мощей – разве это не то же самое?

 

 

 

– Встреча человека с тем или иным угодником Божиим – внутренняя, сердечная – действительно может произойти в любом месте и при любых обстоятельствах; главное – чтобы сердце человека к ней было готово. Но в повседневной жизни, среди работы, быта, различных огорчений, бывает трудно внутренне собраться, и человек в молитве далеко не всегда переживает этот необходимый сердечный контакт со святым. В храме, куда христианин приходит на службу и где есть икона с частицей мощей, тоже порой этого не происходит. Но когда человек уезжает из своего родного города, когда он меняет привычную для себя среду и предпринимает определенный труд для того, чтобы со святым соприкоснуться, он зачастую действительно переживает то, что должен был бы в молитве переживать. Святые как бы встречают, как бы ждут нас в тех местах, где они подвизались, и эта радость встречи нам передается.

– Как подготовиться к паломничеству, чтобы оно не стало обычной туристической поездкой?

– Главным моментом подготовки к паломнической поездке является как раз осознание того, ради чего мы в этот путь отправляемся. Мы едем не для того, чтобы сменить обстановку, как-то расслабиться и морально отдохнуть, а именно ради духовной пользы и встречи со святыней. Очень важно, чтобы человек, собирающийся в паломничество, молился тем святым, к которым он едет, или же Божией Матери, если на святом месте находится чудотворная Ее икона. В идеале – и это вполне возможно в наше время – нужно заранее прочитать, найдя в книгах или в Интернете, и подробное житие того или иного подвижника, и что-то об истории обители, ее современном состоянии – это тоже помогает настроиться. И конечно, нужно испрашивать на эту поездку благословения у Господа.

Не ждать удивительного, не смущаться несовершенством

– Порой люди ждут от паломнической поездки некой особой благодати, ярких, трогательных моментов, которые всколыхнут их душу, а все проходит довольно-таки обычно, без каких-то незабываемых переживаний. Почему так происходит, в чем здесь заключаются ошибки?

– На самом деле главная ошибка здесь заключается в том, что человек пытается предугадать, в какой форме он должен получить что-либо от Бога, и забывает, что когда Господь что-либо дает нам, Он дает это так, как нам требуется. Порой мы действительно ощущаем этот дар и переживаем его, а порой – ровным счетом ничего не чувствуем, ничего особенного не слышим, не видим, но мы возвращаемся из этой поездки, и что-то в нашей жизни постепенно начинает меняться. А бывает, что и нет – здесь надо предоставить Богу полную свободу действовать в нашей жизни так, как Он хочет, и не пытаться что-то Ему предлагать.

– Иногда человек на святом месте, то есть там, где более всего ожидает встретить доброту и порядочность, сталкивается с чем-то очень неприятным. Это может быть хамство, это может быть, и нередко, жажда наживы… Как выйти из этого испытания с какой-то пользой, а не с глубоким разочарованием?

– Мы едем в паломничество не к людям, а к святым угодникам Божиим, и не нужно ожидать там встретить какое-то сообщество совершенных христиан. Люди могут пытаться извлечь выгоду абсолютно из всего – и из близости к святыне в том числе. Если это носит характер злоупотребления – ну что ж, остается только за них помолиться. А чтобы не впадать в уныние, в осуждение, нужно все время иметь перед внутренним взором ту цель, ради которой мы приехали.

Но бывают в таких поездках и другого рода искушения. Например, зачастую можно видеть людей, которые едут в паломничество для того, чтобы там впервые в жизни исповедоваться и причаститься. И порой они возвращаются оттуда с чем-то таким, что никак в рамки здравого смысла не укладывается: с какими-то епитимиями на десять или пятнадцать лет, незнакомым священником на них наложенными, с какими-то повелениями кардинально изменить свою жизнь или просто в сильнейшем смущении от какого-то сказанного им слова, смысл которого нет возможности уточнить, потому что в тот храм и к тому священнику нельзя тотчас вернуться. В связи со всем этим исповедь в паломнической поездке – если только речь не идет о том, что с группой едет священник,– представляется мне совсем не обязательным делом, особенно если человек приобретает уже некую привычку – исповедоваться от паломничества к паломничеству. Христианин должен регулярно у кого-то исповедоваться там, где он живет, потому что покаяние и Причащение – это то, чем необходимо жить постоянно. А в паломничество нужно ехать главным образом для того, чтобы поклониться святыне.

Быть вместе, чтобы стать ближе

– Насколько мне известно, в Петропавловском храме Саратове, где вы являетесь настоятелем, планируется поддерживать традицию паломничестких приходских поездок. Почему все-таки это важно – отправляться на святые места не просто в некой группе таких же желающих, а в составе прихода?

– Прежде всего, очень важно, чтобы человека на этом пути к святыне ничто не отвлекало от его главной цели – чтобы никто не развлекал его разговорами или еще чем-то, чтобы была возможность молиться, чтобы имел место общий благочестивый настрой. Это возможно тогда, когда рядом находятся люди, которые едут с той же самой целью, и когда вся поездка выстроена организаторами с пониманием этой цели. Паломничество в кругу единомышленников, прихожан одного храма, соответствует этим условиям наиболее полно. Кроме того, это очень сближает людей, дает им возможность не в каких-то мирских разговорах, а в этом общем странствии узнать друг друга. Хотя бывает и так, что едут люди совершенно незнакомые, из разных храмов собравшиеся, и тоже очень сближаются. Очень значимым моментом бывает участие в поездке священника – это дает возможность общения, ответов на какие-то духовные вопросы, и в целом это меняет достаточно многое. В наших приходских паломничествах мы постараемся всё это учесть. Будем надеяться, что это тоже станет неким общим делом, позволит углубить те отношения, которые между духовенством и прихожанами нашего храма уже сложились и продолжают складываться, и поспособствует, наряду с другими нашими встречами и делами, какому-то более глубокому и серьезному узнаванию духовной жизни.

 

* * *

Если у вас нет достаточного опыта длительных автобусных поездок, постарайтесь ознакомиться с практическими советами в тематической литературе или Интернете. Например, для сна будет незаменимой небольшая дорожная подушка-«ошейник», а катастрофически уставшим ногам очень пригодится расслабляющий крем. Кроме того, любая поездка длительностью более суток является значительной нагрузкой для нервной и сердечно-сосудистой систем, и стоит заранее соизмерить это с возможностями своего здоровья.

Помните, что в паломничестве вам придется полностью подстраиваться под общий ритм жизни группы. Это особенно важно для тех, кто решается ехать с маленькими детьми. Опытные организаторы рекомендуют брать с собой малыша до трех лет, только если вы уверены, что он хорошо переносит дорогу, чтобы несколько дней в пути не превратились в мучение для мамы и окружающих. Если вам приходится учитывать какие-то иные индивидуальные нюансы – например, беременность или ограниченность в движениях, лучше выбирать поездки с не очень напряженным графиком и в составе небольших групп, по 10-15 человек.

Оказавшись на святом месте, не стоит набирать впрок различных «святынек» – масла от лампад, «земельки» с мест погребения, воды с разных источников и т.д. Очень часто все привезенное ожидает участь «благочестивого хлама», пылящегося за ненадобностью где-нибудь в ящике стола. Имеет смысл увезти домой только то, что вам будет действительно дорого (например, небольшой пузырек с маслом от иконы любимого святого) и чем вы будете пользоваться в повседневной церковной жизни. Для святой воды достаточно взять небольшие емкости, а дома эту воду разбавить.

Газета «Петропавловский листок» № 13, апрель 2016 г.

 

 

 

 

 

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовили Ольга Протасова, Елена Сапаева

Православие и современность

Теги

Опубликовано: чт, 19/05/2016 - 10:35

Статистика

Всего просмотров 105

Автор(ы) материала

Социальные комментарии Cackle