В чем высший смысл истории: перестроек, революций, войн и прочих потрясений?

Размышления протоиерея Владимира Косточки.  

 

История повторяет себя, и это одна из причин, по которой  можно сказать, что с историей  творится что-то не то.
                                                                                            

                                                                                         Кларенс Стюард Дарроу

Кто-то когда-то сказал, что мы, люди, – существа социальные. И действительно, живя в мире, мы не можем полностью изолироваться друг от друга, от общества, в конце концов, от исторических событий. Наоборот, за ограниченный период жизни мы спешим как можно больше узнать о прошлом, настоящем и даже заглянуть в будущее. 

Стремление объять необъятное естественно для человечества, и, конечно, не мы первые задаемся вопросом: в чем высший смысл истории, пестрого круговорота часто трагичных событий: перестроек, революций, войн и прочих потрясений?  Что движет человечеством, обществом, нами? Обобщая опыт наших предшественников, пытавшихся разрешить этот вопрос, получаем примерно следующее.          

В природе человечества заложен определенный критерий, код, идеал, который не дает нам спокойно жить. Мерило это касается как человека, так и окружающего его мира. Контраст между желаемым идеалом и реальной действительностью мы переживаем болезненно, но в то же время активно.

Эта болезненная активность проявляется в постоянном стремлении разрушать плохое и созидать хорошее (естественно, во-первых, не в себе, а в других, во внешнем мире). Если задуманное удается, то со временем становится очевидным, что разрушенное нами было не таким уж плохим, а построенное получилось не таким уж хорошим. Разочарование подталкивает к очередным многообещающим экспериментам, которые оканчиваются так же плачевно. И так по кругу…

Со временем, все же пытаясь вырваться из данной зацикленности, человечество приходит к революционному открытию: возможно, ошибка в том, что вершат процесс разрушения-созидания и руководят им люди не до конца добродетельные. Наконец, доверив дело лучшим, с удивлением находим, что даже среди самых добродетельных идеально таковых не существует. И приходим к очередному неутешительному выводу – к сожалению – и в дальнейшем работать придется с теми же, а значит снова – безнадежное хождение по кругу… Безнадежное, но не окончательно. Вернемся немного выше и вспомним об идеале, понуждающем нас действовать, – истинный, идеальный критерий не мог быть заложен кем-то неидеальным, а значит: Идеальный существует и все устроил именно Он. И если Он все устроил, Ему будет не сложно прийти еще раз, чтобы все исправить или устроить все по-новому, лишь бы у нас, «чающих», хватило веры, разума и терпения в процессе ожидания окончательно не растерять те немногие крупинки нашей идеальной составляющей, по которым Он, Идеальный, придя, найдет нас и сделает окончательно и полностью Своими.

Протоиерей Владимир Косточка

Теги

Теги: 

Социальные комментарии Cackle