У каждого свои «тараканы», или Жильцам многоквартирных домов посвящается

Эта тема найдет отклик в сердцах многих.

Действительно, кому из современных городских жителей не доводилось сталкиваться с соседями, регулярно выбрасывающими мусор мимо мусорного бака или устраивающими буйные гуляния глубоко за полночь? А чего стоит такое явление, как вечно блуждающая дрель (возникает ощущение, что ремонт, который закончили в одной квартире, тут же начинают в другой)? Примеры игнорирования общественного порядка и банального взаимоуважения можно перечислять долго, и, думается, у каждого в запасе припасено как минимум десяток колоритных историй из личного опыта, но мы сейчас не об этом. Точнее, не совсем об этом.

Мы живем очень близко друг к другу, но при этом, как правило, ничего друг о друге не знаем. Более того – знать не хотим. Редко когда кто близко знаком со своими соседями по лестничной клетке, тем более по подъезду. Разве что пожилые люди, живущие на одном месте несколько десятков лет. И то знают они обычно таких же пенсионеров. В итоге получается, что в непосредственной близости живут люди, которые друг с другом в лучшем случае только здороваются.

Все бы ничего, но периодически наступают такие моменты, когда эта разрозненная группа людей вынуждена решать какие-то общие проблемы. Например, ремонт в подъезде сделать или дверь с домофоном поставить. Вот тут доходит до скандалов со взаимными оскорблениями, «Корвалола» и отказа даже здороваться.

Ситуация схематично выглядит следующим образом. Есть один-два активиста, которые инициируют процесс. Часть подъезда соглашается, часть – против. Исход мероприятия зависит от процентного соотношения тех, кто «за» и «против». Причем позиция «против» в 99 % сводится к «делайте что хотите, но я деньги сдавать не буду». 

О вопиющей непорядочности и бессовестности тех, кто «против», думаю, каждый сам рассуждал несметное количество раз. По этой причине сюжет принимает неожиданный оборот, и мы обратим свой взор на тех, кто «за» и вроде бы как является жертвой ситуации.

Начнем с того, что, столкнувшись с отсутствием поддержки соседей, люди, жаждущие в своем подъезде перемен, обычно идут двумя путями. Первый – отказываются от своей идеи. Озвучено будет много красивых и пафосных причин, но все они сводятся к тому, что мы за них таких-сяких платить не собираемся. Мало того, что мы все это придумали, взялись организовать и довести задуманное «до ума», в то время как они палец о палец не ударили и никогда до этого не ударяли. И вряд ли ударят. Не хватало еще, чтобы они этими благами, вновь устроенными, наравне с нами пользовались. «Да не будет!» – гневно вопит все естество и решает ничего не делать вообще. Так сказать, из принципа.

В зависимости от остроты нужды и процентного соотношения враждующих партий возможна менее категоричная ситуация, когда блага будут приобретены, но протестующие в их пользовании ограничены. Например, не получат ключей от новой подъездной двери, ибо не скидывались. Это прогнозируемо влечет за собой накаление обстановки: не имеющие ключей будут подпирать дверь чем-нибудь, чтобы она не захлопывалась (домой-то надо как-то попадать), остальные – демонстративно закрывать оную и возмущаться-возмущаться-возмущаться... Мол, мало того, что не поучаствовали в общем деле, а мы по благородству сами все сделали, так они вместо того чтобы приползти на брюхе с повинной, нам наоборот козни тут строят. И т. д. и т. п.

(Если для вас подобные душераздирающие перипетии выглядят утрированно, значит – вы по-настоящему в подъездных баталиях еще не участвовали.)

Ключевой ошибкой в нашем восприятии является то, что мы никогда не ставим себя на место человека, который «против». Нам абсолютно все равно, почему он против. Все нормальные люди знают, что в подъезде на 7-м этаже надо заменить разбитое окно. А кто не согласен с этим, тому нет никакого оправдания. Да, люди, которые не хотят участвовать в общем благом деле, на роль жертвы не очень подходят, но мысль немного в другом: в любом конфликте всегда виноваты обе стороны. А мы, как христиане, призваны следить, в первую очередь, все-таки за собой.

Итак, вот не хочет человек почему-то перекрашивать стены в подъезде. Причин может быть масса. Они ему не мешают, может, он так много работает, что спроси его, в какой цвет они покрашены сейчас, он не сможет ответить. Возможно, у него финансовые затруднения, а признаться в этом стыдится, поэтому сразу раздражается и переходит в нападение. А вдруг у вашей соседки муж на сторону постоянно ходит и ей абсолютно индифферентно, даже если все окна будут выбиты и штукатурка осыплется? Ей вообще сейчас не до ваших проблем с покраской. Каким-то людям, может быть, просто неприятно, что их ставят перед фактом, не спрашивая мнения. Или они считают, что в текущем состоянии подъезд еще вполне может просуществовать пару лет, а деньги откладывались совсем на другое. Есть, конечно же, и такие, которым все равно, без особых на то причин или даже из вредности. К тому же не стоит забывать, что то, что крайне важно для Василия, совсем не важно для Марины, и – наоборот. В конце концов они просто имеют право не хотеть.

В общем, мы все разные и у каждого свои «тараканы», но так уж сложилось, что живем мы вплотную друг к другу. Гораздо ближе, чем нам бы того хотелось. Мы, может, нашим соседям тоже не нравимся, но все равно вынуждены жить вместе. Ключевое слово здесь – вместе. Мы ошибочно воспринимаем всех остальных жильцов как обрамление нашего собственного бытия. Поэтому крайне важно сместить угол зрения с «они живут со мной в одном подъезде» к «мы живем в одном подъезде». На первый взгляд это одно и то же, но это только на первый взгляд.

Допустим, вы считаете, что нужно поменять что-то в подъезде. Можно, как обычно, начать с поиска единомышленников, но не добиваться участия всех жильцов поголовно, а заручиться тем, что они не против. Как правило, процент отказавшихся принять участие в финансировании проекта невелик и ваш личный взнос от этого сильно не увеличится. Вас, мне кажется, не должно заедать, что этим будет пользоваться тот, кто на это деньги не сдавал. Тем более что добродетель милостыни пока никто не отменял. Почему бы не посмотреть на проблему еще с этой стороны? Кроме того, тот, кто не сдавал, может и не заметить, что что-то изменилось, потому что оно ему по какой-то причине не нужно. А вам – нужно, поэтому вы и сделали. Стоит ли злиться на человека за то, что ему не нужно то, что вы сделали?

Если все-таки денег из-за отказа соседей придется доложить много, то можно попробовать пойти другим путем: не ругаться, не пытаться их заставить, а попросить о помощи. Например, положить в общую копилку хоть какую-нибудь сумму, потому что «очень надо, а сами мы не потянем». Успех, конечно, не гарантирован, но в большинстве своем люди склонны вести себя человечнее, если к ним обращаешься по-человечески, а не претенциозно и ультимативно.

Да, ситуация представлена очень схематично и в реальной жизни все гораздо запутаннее и сложнее, но все-таки мы несчастны не в силу внешних обстоятельств, а по причине нашего неправильного, т. е. страстного, отношения к ним. Ведь основная загвоздка описанной проблемы имеет отнюдь не материальный характер, а духовный. Это легко проверить, проследив за ходом своих гневных мыслей. Если бы что-то было нужно в квартиру лично нам, мы бы и полную сумму как-нибудь постарались раздобыть. Значит, финансовый вопрос – второстепенный. Мы сокрушаемся не из-за того, что нам придется теперь больше сдавать из-за них, а то, что они смеют не сдавать, т. е. смеют делать не так, как мы считаем нужным. Мы не допускаем за другими людьми возможности думать по-другому. Мы глубоко внутри всегда уверены, что чужое мнение ошибочно.

Что же можем с этим поделать? Все очень просто и вместе с тем сложно. Хорошо бы не пытаться заставлять делать людей то, чего они не хотят делать. Смириться с тем, что они не такие, как мы. Как сказал один батюшка, простить людям, что они грешат не так, как мы. Чаще думать о том, что если меня кто-то раздражает, то и я, наверное, кого-то ужасно раздражаю. Постараться увидеть в себе это и всеми силами от этого избавляться. Ведь не только мне с ними, но и им со мной очень тяжело, пусть хотя бы им будет легче... В общем, «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Сложно? Еще как! Кстати, далее в тексте Евангелия речь идет о тесных вратах. Так что, братья и сестры, нам с самого начала никто не обещал, что будет легко. Путь в жизнь – он такой!

Екатерина Выхованец
 

Социальные комментарии Cackle