Священномученики Виктор и Михаил – «Борис и Глеб» XX столетия

Путь ко спасению, по указанию апостола Иакова – сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению.

Протоиерей Виктор Киранов родился 8 марта 1881 года в селе Мануиловке Бердянского уезда. Окончил Таврическую семинарию в 1903 году. 30 октября 1905 года рукоположен во иерея. В начале двадцатых годов возведен в сан протоиерея. Долгое время прослужил настоятелем Свято-Вознесенского собора города Бердянска. Был благочинным Бердянского округа. Но в 1928 году храм закрыли и потом взорвали. Отец Виктор перешел служить в Свято-Покровский храм. Там он заботился о священниках, у которых отобрали храмы. Их будущий священномученик приютил в Покровской церкви: батюшек оформляли певчими, сторожами. Кроме того, создавалась касса взаимопомощи для малоимущего на то время духовенства. Эти денежные сборы спасли с Божьей помощью не одну священническую семью от голода.

Отец Виктор делал все возможное, чтобы отстоять у коммунистической власти храм. Но в начале 1937 года был арестован. На допросах батюшка держался мужественно, клеветнические обвинения отрицал. Вот как он писал о своем заключении родным: «...Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка в течение 300 часов с перерывом в 6 часов».

Но это не сломило дух исповедника. В следующем письме отец Виктор писал семье: «Путь ко спасению проходит нормально, по указанию апостола Иакова – сперва страдания, затем терпение, а перенося их, приучаешься к смирению, которое, надеюсь, породит в будущем любовь и приведет ко спасению... Страдаю я, как вам известно, совершенно невинно юридически и фактически, так как перед государством и перед властью ни в чем не повинен, весь город это может подтвердить... Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное. Карцер – отсюда только и просить Бога, чтобы простил меня, а я Его лишь благодарю за милость исправления этим путем. Всех вас прошу: да будет мир между вами во спасение ваше, а мне в утешение».

29 октября присудили протоиерею Виктору Киранову 8 лет лагерей. Там он и скончался 30 марта 1942 года.

Его близкий друг священномученик Михаил Богословский разделил с ним и служение, и заключение. Он родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки Тамбовской губернии в семье псаломщика. С детства имел навык к молитве и желание служить Церкви. Отличался смирением, сдержанностью, особым молитвенным настроем, мудростью в суждениях и углубленным интересом к богословским наукам. Так, в 1909 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Преподавал в Таврической семинарии вплоть до ее закрытия в 1921 году. В том же году его рукоположили во иерея. Служил он под настоятельством отца Виктора Киранова в Свято-Вознесенском соборе города Бердянска. Имел большой талант проповедника. С Божьей помощью участвовал в тогдашних атеистических диспутах, отстаивая православную веру и часто посрамляя малограмотных агитаторов-большевиков. Этого власти ему не могли простить. Впервые он был арестован в 1924 году. Второй раз его арестовали в начале лета 1937 года вместе с другими священнослужителями, в том числе и с отцом Виктором Кирановым. На допросах в запорожской тюрьме он держался стойко. Следователи, глумясь над отцом Михаилом, выбрили у него на голове крест. Позже батюшку осудили на 5 лет лагерей. Он отбывал срок вместе с протоиереем Виктором Кирановым в одном бараке. Отец Виктор, видя святую жизнь своего собрата, в своих письмах к родным называл его «преподобный отец Михаил».

Сохранилось лагерное свидетельство, как один заключенный «блатной урка» издевался над батюшкой Михаилом. Он по волоску выдернул у него брови и ресницы. Надзиратели, увидев это и ужаснувшись, потребовали назвать имя бандита с целью справедливо его наказать. Но священник не выдал своего мучителя. На следующую ночь «урка» пришел к отцу Михаилу и со слезами просил прощения.

Протоиерей Михаил Богословский мирно отошел ко Господу, испив свою чашу страданий, 28 марта 1940 года в лагере НКВД. Отец Виктор Киранов стал свидетелем его смерти. Позже он писал о батюшке Михаиле домой: «Думаю, почти верю, что Господь принял душу его как праведника и человека, равного другим святым, угодившим Ему… Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она, без сомнения, истинна, то он по аналогии со всеми святыми, без сомнения, предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития».

Это, конечно же, можно сказать и о самом отце Викторе. Думается мне, что в этих словах батюшки есть образ великолепнейшего  соединения Церкви земной – Церкви странствующей, воинствующей с Церковью Небесной – с Церковью-Победительницей торжествующей. И эти два священника Бердянщины Виктор и Михаил, принеся с Божьей помощью себя в жертву и отдав за Христа жизнь, без сомнения, предстоят у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития, молясь о нас грешных – своих потомках.

Потому по-священнически хочется воскликнуть им:

– Братия, Христос посреди нас!

И верить, что они, конечно же, ответят:

– И есть, и будет!

Священномученики Бердянские, молите Бога о нас!

Их дни памяти: третий четверг после Пасхи и в Соборе новомучеников и исповедников, в земле Русской просиявших.

Иерей Андрей Чиженко

Теги

Социальные комментарии Cackle